Сочинение Комическое и ужасное в драме А.Н. Островского «Гроза»
А.Н. Островский - один из самых известных русских драматургов 19 века. Его пьесы стали литературной и театральной классикой. Они давно вошли во все школьные учебники по русской литературе.
Драма «Гроза», написанная в 1859 году, создана на основе впечатлений Островского от путешествия по Волге. Жизнь, нравы, характеры волжских купцов запечатлены в этом произведении, которое рассказывает о трагедии светлой души в темном мире купечества.
В пьесе тесно переплетается комическое и трагическое, смешное и ужасное. Причем, мне кажется, что ужасное преобладает. Даже то, что сначала кажется комичным, постепенно превращается в страшное, наводящее ужас. Так, уже в самом начале пьесы мы видим и слышим, как «Дикой племянника ругает». Он так размахивает руками, что его издалека замечают Кулигин и Кудряш. Грубиян и хвастун Кудряш мечтает, как он бы проучил Дикого. Но есть одна загвоздка: «Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили».
Но и сейчас Кудряш своему хозяину спуску не дает:
«Шапкин. Уж будто он тебя и не ругает?
Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану».
Эта комичная сцена сменяется разговором Дикого с Борисом. Богатый купец считает себя вправе ругать своего племянника последними словами: «Дармоед! Пропади ты пропадом!», «Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя) Вот навязался! (Плюет и уходит)». Его проклятья и страшны и смешны: «Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб, стоишь-то? Тебе говорят аль нет?»
Но поведение Дикого начинает выглядить ужасным, когда мы узнаем, что он измывается над бесправным Борисом, пытающимся получить наследство своей семьи. Племянник вынужден терпеть издевательства Дикого, хотя Борис и понимает, что шансы его малы: «Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало».
Тема темной, бесправной и невежественной жизни купеческого Калинова входит в пьесу уже с самого начала. Кулигин, местный интеллигент, так говорит о своем городе: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите». И действительно, богатые вовсю притесняют бедных. Но они воюют и между собой, «торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти», клевещут друг на друга, годами судятся между собой. Так смешное постепенно перерастает в «Грозе» в ужасное.
Калиновцы невежественны. Их необразованность и темноту подчеркивает образ странницы Феклуши, желанной гостьи в Калинове. Узнав об отъезде Тихона, Феклуша мечтает услышать вой Катерины: «Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то».
Странница утверждает, что ведет праведный образ жизни. За то ей и посылаются большие искушения: «Сладко поесть люблю. Ну так что ж! По немощи моей господь посылает».
Феклуша со своими фантастическими байками вполне устраивает калиновское купечество, ведь ее россказни отражают их представления о мире. Странница рассказывает о неправедных землях, о людях с песьими головами. Слушать ее и смешно, и печально. Понимаешь, что прогресс, наука и культура обошли Калинов стороной, что «светлые» люди обречены в этом городе на медленную гибель. Недаром Борис говорит Кулигину: «Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак».
Судьба самого Кулигина подтверждает мысль о том, что мало-мальски талантливые люди здесь никогда не смогут проявить себя. Все начинания этого героя, направленные на улучшение жизни в городе, просто высмеиваются, а сам Кулигин считается местным полусумасшедшим чудаком, которого не стоит серьезно принимать в расчет.
Тема «ужасной жизни» Калинова усиливается описанием нравов в семье Кабанихи, судьбой ее детей и главной героини пьесы – Катерины. Столкнувшись с законами патриархальной жизни, в которых нет места свободе и свету, молодые герои не живут, а «выживают». Тихон находит отдушину в вине, Варвара вынуждена постоянно врать, теряя уважение к себе, Катерина, не выдержав противостояния, и вовсе уходит из жизни.
Таким образом, по мере развития пьесы, смешное в ней уступает место страшному, показывая трагедию человеческой души в «мертвом» мире предрассудков и формальностей. Ужасны душевные мучения Катерины, изменившей мужу и брошенной Борисом. Ужасно то, что она не смогла воплотить свое мечту о свободной, светлой и радостной жизни. Ужасно то, что героине не смогли помочь, поддержать в трудную минуту, а только обрекли на страшное существование взаперти. Ужасны последние слова героев пьесы, обращенные к Калинову и его «отцам»: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» (Кулигин); «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» (Тихон).
Эти слова героев пьесы раскрывают суть жизни в патриархальной купеческой России, вынося ей страшный, но справедливый приговор.