Сочинение Контрольные вопросы с выборочными ответами к пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
Вы прочитали пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад», и у вас, очевидно, сложилось мнение о ее жанре. Чья позиция вам ближе: А. П. Чехова, полагавшего, что у него вышла не драма, а комедия, или руководителей Художественного театра, поставивших «Вишневый сад» как «тяжелую драму русской жизни»?
А. П. Чехов был великим человековедом, он как никто другой понимал, что люди сложны, многоцветны, противоречивы и не подходят под раз и навсегда заданные мерки. Драматург видит людей не примитивными, а ранимыми, глубокими, изменчивыми. Можно, конечно, смеяться над Епиходовым, жалеть Варю, презирать Гаева, опасаться Лопахина, а можно, вдумавшись в жизнь каждого, понять, что судьбы этих людей не просты, драматичны, что они, каждый по-своему, переживают крушение надежд, тяжелую безысходность.
Кто же прав? Готового ответа нет. Но Чехов учит «не размахивать руками», а думать, стараться понять каждого, серьезно относиться к жизни, на одно и то же явление смотреть с разных точек зрения. Автор видит дальше и больше, чувствует глубже, чем его герои, поэтому он вправе судить их. А мы? По-моему, нет. А вот думать, стараться понять — да!
Каковы хронологические рамки пьесы?
Действие длится полгода — с мая по октябрь. Но в речах персонажей открывается и далекое, и недавнее прошлое (Фирс вспоминает то, что было еще «до воли», Лопахин и Гаев по-разному говорят об этом же времени), и будущее (в разговорах Пети и Ани, что расширяет ее хронологические рамки).
Как проявляется отношение Чехова к своим героям?
Это отношение проявляется в тех ситуациях, которые автор создает в речевых характеристиках героев. Так, ясна симпатия автора к Асе, Фирсу, сочувствие Варе, а вот отношение к Л. П. Раневской, Лопахину очень сложное. Раневскую, например, герои пьесы любят, говорят о ее нежности, доброте, но Чехов беспощадно показывает, что «жизнь на чужой счет», без ясной цели и долга как-то незаметно превращают ее простоту в пустоту, легкость — в легкомыслие, словесные восторги — в душевную холодность, безразличие, милую непрактичность — в мотовство. И вспоминается толстовское: «...люди как реки...»
Как вы думаете, чем и почему лакеи напоминают своих господ? Важно ли это?
В чем истоки жизненной драмы хозяев «Вишневого сада»? Прав ли Петя, полагающий, что «власть над живыми людьми переродила» их всех?
Люди не повинны в своем происхождении, в том, как их воспитывали. Но великий Чехов учит (и это убедительно доказала его собственная жизнь), что право выбора остается за каждым. И судить героев надо за их собственный выбор.