Сочинение Краткое содержание Том II Часть пятая «Война и мир» Толстой

`Часть пятая

Глава I.

Перемена жизни Пьера после помолвки князя Андрея и Наташи. Он вдруг почувствовал, что невозможно больше им и, прежней жизнью. Он удаляется от масонства, совершает снова поездки в клуб, сближается с холостыми компаниями, начинает вести такую жизнь, что Элен вынуждена сделать ему замечание. Пьер, не желая компрометиро­ван. спою жену, уезжает в Москву. В Москве Пьеру «ста­ми спокойно, тепло, привычно и грязно, как в старом халате. Радушный прием его московским обществом и жизнь в Москве. Для московского общества он был самым милым, радушным, рассеянным и русским чудаком-барином. Ко­шелек его всегда был открыт для всех. Мысли Пьера о не­удовлетворенности своей жизнью. Он не может смириться с тем, что стал тем отставным камергером, которых он так ненавидел, когда семь лет тому назад вернулся в Москву, полный сил и стремлений. Он был способен на добро и прав­ду, но в то же время видел, что только ложь и зло способ­ны сохранить жизнь человеку. Он начинает много читать, причем все подряд. Таким образом он спасается от реальной жизни: «Только бы не видеть ее, эту страшную ее».

Глава II.

Приезд в Москву старого князя Болконского с дочерью. Князь играет роль главы московской оппозиции правитель­ству. Князь за последний год постарел, в нем появились признаки старости. Тяжелая жизнь княжны Марьи в Мо­скве. Княжна была лишена в Москве своих радостей: обще­ния с божьими людьми, уединения. Ее одиночество. На за­мужество Марья не рассчитывала, так как видела, что ста­рый князь со злостью выпроваживает всех молодых посети­телей его дома. Друзей у Марьи тоже не было: она отдали­лась от Бурьен, Жюли оказалась от нее очень далека, так как была на поре своей популярности как самой богатой не­весты города. Скоро должен был вернуться князь Андрей, а она еще не подготовила отца к его женитьбе на Наташе. Сближение старого князя с Бурьен. Он при дочери не стес­няется ласкать француженку, что очень задевает Марью. В один из дней княжна, не выдержав, закричала на Бурьен. Раздражение старого князя против дочери за ее крик на француженку. Марья чувствовала себя жертвой, но не сме­ла осуждать отца, так как он был стар и слаб.

Глава III.

День именин князя Николая Андреевича. В этот день князь ходил по дому в ужаснейшем расположении духа, де­лая вид, что не понимает, что ему говорят, и что его не пони­мают. Посещение его доктором — французом Метинье, кото­рый стал своим человеком в доме Болконских. Князь выго­няет Метинье. Он обвиняет его в шпионстве, называет бонапартовым рабом, и все из-за своего настроения. Гнев старо­го князя в итоге обрушивается на Марью, ведь это она впу­стила Метинье. Но, любя все же дочь, он с отчаянием произ­носит: «И хоть какой-нибудь дурак взял ее замуж!» Именин­ный обед, гости. Среди гостей были граф Растопчин, князь Лопухин, генерал Чатров, Пьер и Борис Друбецкой. Борис был единственный холостой человек, для которого князь сделал исключение и позволил ему посещать его дом. Раз­говор о политических новостях. Говорят о захвате Наполе­оном владений герцога Ольденбургского, о том, что Наполе­он поступает с Европой как пират, как только государи это терпят, о ноте, которая была послана Наполеону с осужде­нием его действий. Князь Николай Андреевич высказывает свое мнение насчет предстоящей войны. Он считает, что вой­ны наши с Бонапартом до тех пор будут проиграны, пока мы ищем союза с немцами и пока будем соваться в европейские дела. Если бы у нас была твердость в политике и на границе, Бонапарт никогда бы не сунулся в Россию. Растопчин выска­зывает мнения о том, что мы забыли все русское, Франция стала для русских эталоном и богом, а нужно возвращаться к исконно русскому. Старый князь одобрил эти мысли.

Глава IV.

Все это время княжна Марья слушает разговоры муж­чин, но ничего не понимает и даже не замечает учтивости в отношении ее Бориса Друбецкого, уже не в первый раз быв­шего в их доме. Разговор Пьера с княжной Марьей о Борисе Друбецком и его намерении жениться. Пьер говорит, что сде­лал наблюдение, что Друбецкой бывает лишь там, где есть богатая невеста, и он теперь находится в нерешительности, кого лучше атаковать: ее, княжну Марью, или Жюли Карагину. Пьер задает вопрос Марье, пошла бы та за Друбец­кого. Невольная откровенность княжны Марьи о себе. Она признается Пьеру, что бывают такие минуты, когда она по­шла бы за любого. Пьер неожиданно поражен ее ответом. Ее расспросы Пьера о Наташе. Княжна просит рассказать всю правду о том, кто эта Наташа Ростова. Пьер чувствует, что княжна Марья настроена против Наташи и хотела бы, чтобы

Пьер осудил выбор Андрея. Пьер говорит только, что она об­ворожительна. Княжна Марья обещает ему, что постарается сблизиться с Наташей и приучить к ней старого князя.

Глава V.

Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису, и поэтому он приехал в Москву. И теперь находит­ся в нерешительности между двумя богатыми невестами: Жюли и княжной Марьей. Хотя княжна Марья казалась ему привлекательнее Жюли, но ему почему-то неловко было за ней ухаживать. Жюли Карагина. Ей было 27 лет, она после смерти братьев сделалась богатой невестой. Была очень не­красивой, хотя находилась в полной уверенности, что стала еще привлекательнее, чем прежде. Для мужчин, чем старше она становилась, тем была безопаснее — за ней легко можно было ухаживать, не опасаясь обязательств. Туалеты ее всег­да были самыми модными. Она казалась разочарованной во всем. Меланхолическое настроение Бориса и Жюли. Борис особенно любил поддаваться меланхолическому настроению Жюли. Борис читал Жюли «Бедную Лизу», она же играла ему самые грустные ноктюрны. Жюли ждала предложения от Бориса. «Но какое-то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатурально­сти и чувство ужаса перед отречением от возможной насто­ящей любви еще останавливало Бориса». Анна Михайловна наводит справки о приданом. Оно оказывается очень велико. Кроме того, в Москве появляется Анатоль Курагин с наме­рением жениться на Жюли. Борис может остаться несолоно хлебавши. Предложение Бориса Жюли. Жюли соглашается. Борис думает о том, что всегда сможет устроить так, чтобы реже видеть ее. А потому свадьба была назначена, и начались пышные приготовления к ней.

Глава VI.

Приезд графа Ильи Андреевича Ростова с Наташей и Со­ней в Москву. Так как граф приехал без жены, то было реше­но остановиться в доме Ахросимовой. Встреча их с Марьей Дмитриевной Ахросимовой. Она со строгим видом встреча­ет их в дверях залы. Она предлагает помочь, чем сможет по делам подготовки приданого для Наташи. Разговор Марьи Дмитриевны с Наташей. Она поздравляет Наташу с жени­хом, советует вести себя со старым князем умненько и до­бренько. Кроме того, она советует завтра же ехать к Болкон­ским с отцом и приласкаться к ним. Князь Андрей приедет, а Наташу уж все в его семье полюбили.

Глава VII.

Визит старого графа с Наташей к князю Николаю Ан­дреевичу Болконскому. Графу в душе было страшно посе­щать этот дом. Наташа же, надев свое лучшее платье, была в лучшем расположении духа. В доме Болконских им гово­рят, что князь не может принять, но примет княжна. При­ем их княжной. Марья была взволнована приездом Росто­вых. Кроме того, отец ее при сообщении о приезде Росто­вых закричал, что никого принимать не будет, а она, если хочет, пусть принимает. Наташа оскорблена приемом. Ей казалось, что Марья делала ей милость этим приемом, да сама княжна Наташе не понравилась. Приход старого кня­зя в халате. Он делает вид, что и не знал о приезде Наташи, потому и зашел к дочери в таком виде. Все это настолько не­натурально, что Марье становится стыдно за него. Теперь Наташа и княжна Марья еще недоброжелательнее думали друг о друге. Отъезд Ростовых. Слезы Наташи.

Глава VIII.

Сборы Ростовых в оперу. Мысли Наташи о князе Ан­дрее и своей любви к нему. Она думает о том, что ей нет ни­какого дела до отца и сестры князя Андрея, главное, что она любит его. Приезд в театр. Внимание, возбужденное Ната­шей и Соней в театре. Дамы, которые уже присутствовали в опере, оглядывают Наташу женским завистливым взгля­дом. Она поражала полнотой жизни и красоты в соедине­нии с равнодушием ко всему окружающему. Борис с Жюли и Анна Михайловна. Долохов. Он стоял впереди партера, около него, столпившись, стояла вся молодежь Москвы. Граф обращает внимание Сони на него. Шиншин в ложе Ро­стовых. Элен. Она поражает своей красотой Наташу.

Глава IX.

Начало действия оперы. Восприятие Наташей оперы. Состояние Наташи. Она никак не может вникнуть в то, что происходит на сцене, разглядывает лица, на которых напи­сано восхищение происходящим и думает, что, наверное, так и должно быть. Анатоль Курагин в ложе Элен. Наташа оборачивается и видит необыкновенно красивого адъютан­та, с самоуверенным и вместе с тем учтивым видом. Он тоже взглянул на Наташу и спрашивает о ней сестру, на что та отвечает, что она очень мила. Во время антракта Анатоль проходит мимо ложи Ростовых, глядя только на Наташу. Ей это льстит, она специально поворачивается профилем, считая, что это самое выгодное положение в ее внешности. Пьер у ложи Ростовых. Пока Пьер что-то говорил Наташе, Анатоль заходит в ложу Элен. Он восхищенным, ласковым взглядом смотрит на Наташу. Все последующее действие Наташа постоянно видит, что Анатоль смотрит только на нее, полагая, что он пленен ею, и не предполагая в этом чего-то плохого. Впечатление, произведенное Наташей на Курагина. Разговор Элен со старым графом. Элен, от при­роды умевшая льстить, говорит, что хочет поближе позна­комиться с дочерьми графа, а особенно с Наташей, так как та просто перл, который совестно зарывать в деревне. Она позволяет одной из графинь следующий акт провести в ее ложе, и Наташа переходит в ложу Элен. Третий акт оперы уже не кажется Наташе непонятным, она заворожена дей­ствием и даже говорит, что Дюпор восхитителен.

Глава X.

Элен представляет Наташе брата. Анатоль с женщинами был намного умнее и проще, чем в мужском обществе. Раз­говор Анатоля с Наташей. Он приглашает Наташу на кару­сель с костюмами, обращаясь к ней так, будто она его дав­няя знакомая. У Наташи возникает чувство близости с ним. Ее поражает, что в этом человеке, про которого ходит столь­ко слухов, нет ничего страшного, у него самая наивная, ве­селая и добродушная улыбка. Но Наташе постоянно кажет­ся, что она делает что-то неприличное. Отъезд Ростовых из театра. Беспокойство и мысли Наташи дома о случившемся.

Она спрашивает сама себя, погибла она или нет для любви Болконского. Но тут же успокаивает себя, что никто ни о чем не узнает. Но снова она опять вспоминает, что было в опере, и понимает, что ее чистота любви к князю Андрею исчезла.

Глава XI.

Жизнь Анатоля Курагина в Москве. Он жил в Москве, чтобы найти там блестящую партию, а именно Жюли Карагину. Остановился он у Пьера, который сначала его прини­мал неохотно, но потом привык и стал ездить с Анатолем на его кутежи. Характеристика Анатоля. Анатоль сводил всех барышень Москвы с ума, но сам он не знался ни с одной из них, так как они в большинстве своем были дурны. Два года назад в Польше он женился, но жену свою бросил и за день­ги, которые высылал своему тестю, имел право считаться холостым. Он был уверен в себе настолько, что считал, буд­то никогда в жизни не делал ничего плохого. И жить он дол­жен только так, как живет сейчас, а не иначе. Его разговор с Долоховым о Наташе. Она произвела на Анатоля сильное впечатление, и он объявляет, что решил приволокнуться за ней. Но Долохов советует ему подождать, пока Наташа вый­дет замуж. Анатоль говорит, что любит девочек, которые всегда теряются. Долохов напоминает Анатолю его женить­бу, но тот неумолим.

Глава XII.

Беспокойное настроение Наташи после визита к Бол­конским и после театра. К нетерпеливости от ожидания князя Андрея прибавилось теперь неприятное воспоминание! о свидании с княжной Марьей. Кроме того, у нее на душе было беспокойство, которому причину отыскать На­чина не может. Ей снова вспоминается Курагин, Наташа задает себе один и тот же вопрос, не нарушила ли она обеща­ния, данного князю Андрею? И она вспоминает все, что связано с Курагиным, человеком, который сумел вызвать в ней непонятное для нее и страшное чувство. Марья Дмитриев­на едет к старому князю Болконскому, чтобы объясниться с ним насчет Наташи. Приезд к Наташе Элен и приглаше­ние ее на вечер. Элен добродушно болтает, постоянно восхи­щаясь красотой Наташи. С лица Наташи не сходит улыбка, она чувствует себя счастливой, так как ее хвалит такая не приступная и важная дама, как Элен. Элен же преследовала только одну цель: Анатоль попросил ее свести его с Росто­вой, и эта идея забавляла Элен. Возвращение Марьи Дми­триевны. Она приезжает задумчивая, молчаливая, вероят­но, понесшая поражение у Болконского. Услыхав о пригла­шении Элен, говорит, что лучше с ней не водиться, но если уж Наташа пообещала, то надо поехать, чтобы развеяться.

Глава XIII.

Старый граф с Наташей и Соней на вечере у графини Безуховой. На вечере присутствует довольно много народу, но все он незнакомы Наташе. Чтение актрисы Жорж стихов о преступной любви к своему сыну. Наташа ничего не по­нимает из стихов, она лишь чувствует себя в том странном мире, где нельзя понять границу между хорошим и плохим. Ухаживание Анатоля за Наташей. Когда Наташа видит Анатоля, ее посещает чувство тщеславного удовольствия оттого, что она нравится ему. Танцы. Во время танцев Ана­толь говорит Наташе, как она прелестна и что он любит ее. Поцелуй. Вопрос Наташи по возвращении домой, кого она любит, Анатоля или князя Андрея. Она вроде любит князя Андрея — это она помнит ясно, но в то же время она любит и Анатоля, это было несомненно. «Что же мне делать, когда я люблю обоих?» — думает Наташа, но не находит ответ на этот вопрос.

Глава XIV.

Марья Дмитриевна сообщает Наташе и старому графу о своем посещении Болконского и советует им ехать в дерев­ню и там ожидать князя Андрея. Наташа возражает против такого поворота дел. Но Марья Дмитриевна говорит, что иначе ссоры не избежать, а так Болконский приедет и сам все уладит. Письмо княжны Марьи Наташе. Княжна Ма­рья пишет об отчаянии оттого, что между ними произошло. Она просит не обижаться на ее отца, так как он стар, но он добр и не сможет не полюбить ту, которую выбрал Андрей для своего счастья. Неразрешимый вопрос Наташи. Наташа живо представляет себя женою князя Болконского и сча­стье свое рядом с ним, но в то же время она вспоминает со­бытия вчерашнего дня. Получение ею любовного письма от Анатоля. Он пишет, что любит Наташу и не может больше без нее, но понимает, что им нельзя быть вместе. Но одно ее «да» может переменить все. Он похитит ее и увезет на край света. Любовь победит все преграды. Наташа думает, что любит только Анатоля. В этот вечер она не едет никуда под предлогом головной боли.

Глава XY.

Соня читает письмо Анатоля к Наташе. Соня пораже­на письмом и тем, что она не заметила всего того, что слу­чилось между Наташей и Анатолем. Ее объяснение с под­ругой. Соня спрашивает, неужели Наташа смогла так бы­стро разлюбить князя Андрея? Наташа говорит Соне о своей любви к Курагину. Она говорит, что как только его увидела, почувствовала, что он ее властелин, а она его раба, которая не может не любить его. Соня говорит, что все расскажет о письме. Наташа грозит, что, ежели та хоть слово скажет, будет навсегда ее врагом. Письмо Наташи к княжне Марьи с отказом князю Андрею. Она пишет, что, пользуясь вели­кодушием князя Андрея, который дал ей полную свободу, она разрывает отношения. Объяснение Наташи с Соней по­сле ее свидания с Анатолем у Курагиных и намерение бе­жать с ним. Соня говорит, что Наташа погубит себя. Та го­ворит, что и погубит, если надо, но это не их дело. Волнение Сони, заподозрившей план побега Наташи. Она заметила, что Наташа весь день ведет себя неестественно. Соня реша­ет во что бы то ни стало помешать реализации плана побега.

Глава XVI.

Анатоль на квартире у Долохова. План похищения Ростовой. В десять часов Наташа должна выйти на заднее крыль­цо, где Курагин посадит ее в тройку и увезет за шестьдесят километров от Москвы. Там их обвенчает расстриженный поп. Затем на почтовых они уедут за границу. Разговор Долохова с Анатолем о его затее. Долохов советует Курагину бросить все, пока не поздно, ведь это не шутки. Ведь если раскроется, что Анатоль женат, его отдадут под уголовный суд. Курагин не внимает ни одному совету товарища. Приезд ямщика Балаги и разговор с ним. Курагин спрашивает, сможет ли Балага все устроить так, как договорено было по плану. Тот отвечает, что ради господ ни себя, ни лошадей не пожалеет.

Глава XVII.

Приготовления Анатоля к отъезду. Он прощается со всеми своими друзьями, раздаривает им дорогие подарки. Прощание с товарищами. Отъезд. Неудача попытки увоза Наташи. В доме Ростовых их ждет только дворник, но До­лохов, вовремя почувствовав опасность, помогает Анатолю скрыться.

Глава XVIII.

Разоблачение намерения Наташи. Марья Дмитриев­на заставила Соню рассказать обо всем. Марья Дмитриевна запирает Наташу в комнате, а дворнику приказала тех лю­дей, которые приедут за Наташей, впустить и сразу приве­сти к ней. Объяснение Марьи Дмитриевны с Наташей. Она говорит Наташе, что та осрамила себя, как девка послед­няя. Наташа лежит неподвижно, губы ее сухи, глаза не­подвижны. Она кричит, чтобы ее оставили, она умрет. Она признается, что отказала Андрею. Марья Дмитриевна ре­шает все скрыть от графа. Наташа засыпает. Возвращение из Подмосковной старого графа. Отчаяние Наташи. Ната­ша весь день сидела у окна, как будто ожидая приезда Ана­толя. Граф понимает, что в его отсутствие что-то случилось, но боялся сам себе признаться в этом. По случаю нездоровья Наташи отъезд Ростовых в деревню откладывается.

Глава XIX.

Марья Дмитриевна вызывает к себе письмом Пьера. По приезде в Москву Пьер избегает Наташи, так как ему ка­жется, что он имеет к ней чувство более сильное, чем то, которое должен иметь женатый человек к невесте своего друга. Но какая-то судьба постоянно сводит Пьера с Росто­вой. Марья Дмитриевна сообщает Пьеру о разрыве Наташи с князем Андреем и попытке увоза ее Анатолем и просит приказать Курагину уехать из Москвы. Пьер с раскрытым ртом слушает о том, что Андрея променяли на женатого Анатоля! Он жалеет своего друга и с презрением думает о Наташе. Пьер сообщает Наташе, что Анатоль женат. Она долго не хочет этому верить, но в конце концов ей прихо­дится это сделать.

Глава XX.

Пьер отыскивает по городу Анатоля и находит его у сво­ей жены. Во время поисков Пьер узнает, что про похище­ние Ростовой Анатолем знает уже весь город, но Пьер от­рицает эти слухи. Объяснение Пьера с Анатолем. Он гово­рит Элен и Анатолю о том, что где они, там разврат и зло. Сначала Анатоль старается выгородить себя, прикидывает­ся невиновным. Но, видя, что Пьер разъярен, он испугался и признался во всем. Пьер обещает, что ничего тому не сде­лает при условии выполнения Анатолем некоторых обяза­тельств. Он приказывает Анатолю отдать все письма Ната­ши, молчать о том, что было между ними. Анатоль требу­ет с Пьера денег, тот обещает дать ему. На следующий день Курагин уезжает в Петербург.

Глава XXI.

Пьер у Ахросимовой. Попытка Наташи отравиться и ее болезнь. Наташа в тот день, когда узнала, что Анатоль же­нат, попробовала отравиться мышьяком. Разговор в городе о похищении Ростовой. Пьер старается развеять слухи, гово­ря лишь, что его шурин сделал Ростовой предложение, но по­лучил отказ. Приезд князя Андрея и вручение ему отцом от­каза Наташи. Пьер у Болконских. Пьер видит, что Марья до­вольна отказом Наташи. Разговор князя Андрея с Пьером об отказе Наташи. Оживление старого князя и радость княжны Марьи по поводу расстройства свадьбы князя Андрея. Князь Андрей просит Пьера передать Наташе ее портрет и письма. Пьер сообщает о болезни Наташи, но Болконский сухо при­нимает эту новость. Пьер напоминает Андрею об их разгово­ре о прощении падшей женщины, намекая этим на Наташу. Но Болконский говорит, что он считает, что падшую жен­щину можно простить, но это еще не значит, что он может простить. В доме Болконских царила радость. Пьер понима­ет, какую злобу и презрение вызывает Наташа у этой семьи и что больше никогда нельзя при них упоминать ее имя.

Глава XXII.

Пьер у Ростовых. Его свидание и разговор с Наташей. Наташа говорит о том, что князь Андрей советовал ей об­ращаться к нему в любое время. Чувство жалости и люб­ви Пьера к Наташе. Наташа просит Пьера сказать Андрею, чтобы тот простил ее за все зло, которое она причинила ему. Пьер спрашивает, любила ли Наташа Анатоля, но та просит не напоминать ей о нем. Вообще она недостойна внимания Пьера. Пьер невольно выдает себя. Он говорит, что «если бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший чело­век в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей». Слезы Наташи. Пьер по доро­ге домой. Комета 1812 г. и настроение Пьера. Теперь Пьеру все люди казались так жалки и бедны по сравнению с тем чувством, которое он испытывал. Комета предвещала что- то ужасное, но в Пьере она не вызвала страха. Ему казалось, что комета вполне «отвечала ему, что было в его расцвет­шей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».

К-во Просмотров: 3473
Найти или скачать Краткое содержание Том II Часть пятая «Война и мир» Толстой