Сочинение Кто поэтом рожден, говорит не лукаво...
«Кто поэтом рожден говорит не лукаво», - эта цитата взята из поэмы Мухтара Шаханова “Нарынкумская трагедия”. Этого поэта по праву можно назвать великим, судя по количеству, а главное, по качеству созданных им произведений. Тематика его творений различна: из поэм и стихов читатель узнает и историю казахского народа, и легенды, и размышления самого поэта об окружающей его действительности. Наверняка, для многих людей он стал проводником в давно минувшие дни и события, происходившие в нашей стране.
Вообще, поэзия имеет огромное значение для духовной жизни народа. Многие «запавшие» в душу стихи или отдельные строки запоминаются, цитируются, записываются в блокноты… Поэзия – частица души и мировоззрения поэта, в которой выражаются его взгляды на мир, на себя и других людей. Зачастую читатель видит в сроках стиха свои мысли, оформленные другим человеком на бумаге, и поэтому чувствует свою близость к автору. Или, напротив, стихи могут «раскрыть глаза», заставить задуматься о том, что раньше не приходило в голову. Но одно качество объединяет стихи по-настоящему великих поэтов – такие творения не оставляют равнодушным никого, независимо от возраста, пола и социального положения. К таким поэтам можно смело причислить и Мухтара Шаханова.
Мухтар Шаханов родился в 1942 году. Во время всего своего творческого пути его интересовала и продолжает интересовать тема Родины и тема предназначения поэта. В поэме «Нарынкумская трагедия» подняты обе эти проблемы. Произведение состоит из двух частей, которые посвящены смерти Махамбета Утемисова, известного поэта 19 века. Махамбет активно боролся против эксплуататоров и во имя казахского народи погиб, расставшись с жизнью героически. В первой части поэмы герой незадолго до гибели обращается к людям с последними словами прощания. В свой речи Утемисов рассуждает о Родине, раскрывает отношение к казахскому народу, к назначению поэта. Поэт, по его мнению, с помощью данного ему дара должен прежде всего служить отчизне, доносить правду до людей, словом и делом бороться за благополучие родного народа. Настоящий поэт-патриот должен верить в светлое будущее страны и внушать эту веру другим, а также побуждать людей к действиям:
Кто поэтом рожден, говорит не лукаво,
Не пугаясь, что голову могут отсечь...”
…….
Люди, верные долгу, и в смерти верны!
И насколько отчизну они полюбили,
Сколько мук перетерпят во имя страны!
Предназначение поэта, как мы узнаем из первой части, заключается в том, чтобы зажечь в людях огонь, дать им будущую светлую цель, к которой нужно стремиться и попытаться достичь ее. И пусть такая цель будет стоить жизни поэту, но память о нем будет жить веками, и поэт обессмертит себя в глазах потомков. Вторая часть поэмы называется «Приговор отца». В ней повествуется о том, как сын «здоровяка-джигита» получает награду за то, что убил Махамбета. Причина, которая побудила молодого человека совершить этот поступок, – постоянные упреки отца в адрес убитого из-за того, что его жена всю жизнь любила «громкозвучного акына». Но ревность, какая бы сильная она не была, никогда бы не заставила отца поднять руку на поэта. В этой части Мухтар Шаканов устами отца-джигита повествует о том, что поэт в казахской степи – не просто поэт, здесь он даже сравнивается с лебедем, в которого не направляют стрел. Тем более, Махамбет доказал свою честность, мудрость, доброту, увековечил память о себе для будущих поколений. Предназначение и миссия поэта настолько велика, а его убийство настолько позорно для преступника и его семьи, что отец-джигит находит единственный выход для своего сына – смерть. Сознание того, что поэт для казахского народа является важной частью его духовной жизни, оказалось сильнее отцовских чувств. Первый раз это подтверждается, когда отец признается в личной ревности, но ни в коем случае не в и мыслях об убийстве. Второй раз – когда джигит выпускает в собственного сына стрелу из лука.
Эта поэма наводит на мысль о том, что для казахского народа поэт и его поэзия имеют огромное значение. Творчество во имя Родины – вот настоящее предназначение талантливого сына своей Отчизны.
Другой излюбленной темой Мухтара Шаханова является тема истории. Поэт убежден, что каждый человек обязан знать историю своей земли, своего народа: “Если мы не будем знать нашей древней истории, то новая история не захочет знать нас.” Нередко он обращается к древнему жанру устного народного творчества – дастану. Дастан - романтическая поэма-легенда, повествующая о знаменитых исторических личностях и памятных событиях. Одним из подобных произведений является «Отрарская поэма», в которой поднимается тема родины, предков, корней человека, о которых нельзя забывать. Через описание события – взятие Чагатаем города Отрар – автор передает читателю идею о том, что нельзя предавать родной народ, так как рано или поздно этот поступок даст о себе знать. Каракоша – сын человека, который в молодости переступил через законы предков и отнял у мальчика Родину, отправив его расти в другие места. Повзрослев, Карокоша повторяет проступок отца и предает - сдает врагам город Отрар. Но в итоге, раскаявшись и сохранив жизнь, он увековечивает подвиг отрарцев, сохраняет его для памяти следующих поколений. Тема Родины в этой поэме тесно переплетается с темой предназначения поэта. Одной из его задач, как мы видим, является «продолжение рода гордого народа», он – тот, кто «сложит песнь о подвиге Отрара»:
Мой предок могучий, я слышу твой зов,
Дошедший ко мне через толщу веков.
Узнай, что мечта не погибла - живет,
Тот мальчик спасенный продолжил наш род.
Таким образом, Мухтар Шаханов продолжает поэтическую традицию: он пишет о мужестве и благородстве своего народа, об исторических подвигах, о патриотизме. Его произведения заставляют задуматься о том, какую пользу для своей страны может принести каждый из нас. Ведь подвиг – это необязательно военные победы. «Маленькие» повседневные поступки, приносящие радость окружающим, успех в учебе, работе или других видах деятельности, – это тоже своеобразный подвиг, сегодняшний вклад в завтрашний день, в благополучие будущих поколений. И стихи нередко помогают нам определить, что же мы хотим достичь в жизни, какой след должно оставить мое поколение в истории казахского народа.