Сочинение Лирические песни Верхней Волги
Истоки русской лирической песни уходят в древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры. При этом в самом начале пути, то есть в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни – обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые. На вопрос о времени возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа.
Лирические песни Верхней Волги (впрочем, как и все другие лирические песни) были тесно связаны с обрядами – древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. Большинство лирических песен – любовной или семейной тематики, раскрывающей социально-бытовую жизнь народа и объясняющей тематическое своеобразие лирических обрядовых.
Лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с богатством народных мыслей и чувств в них ярко изображены и те события, которые вызывали эти мысли, чувства и настроения. В основе песенного творчества лежали те или иные факты реальной действительности. Каждая поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа, что обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведения народного творчества. Таким образом, лирическая песня – яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся. То есть, лирический герой песни – это всегда простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец – «удалой разбойник», солдат.
Ой, посидимте, братцы здесь, пока пивцо- винцо есть
Пивцо- винцо разопьём— все делишки разберём.
Запоём мы песню, братцы, про своё житьё солдатско:
Что солдатска голова— что под дождичком трава.
Не растёт трава не вянет-- служба царская не станет.
Наиболее распространенным типом лирической семейно-бытовой песни является песня-монолог, когда повествование передается от лица главного героя песни или певца-автора.
Ах ты наш батюшка Ярославль-город!
Ты хорош, пригож на горе стоишь,
На горе стоишь — на всей красоте:
Промежду двух рек, промеж быстрых —
Промеж Волги-реки, промеж Котраски!
Второй тип композиции песни – диалог. Он усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя.
Но самой распространенной композиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: «монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог)»
"Ой, полна, полна коробушка,
Есть и ситцы и парча.
Пожалей, моя зазнобушка,
Молодецкого плеча!
Выди, выди в рожь высокую!
Там до ночки погожу,
А завижу черноокую -
Все товары разложу.
Цены сам платил не малые,
Не торгуйся, не скупись:
Подставляй-ка губы алые,
Ближе к милому садись!"
Вот и пала ночь туманная,
Ждет удалый молодец.
Чу, идет!- пришла желанная,
Продает товар купец.
Катя бережно торгуется,
Всё боится передать.
Парень с девицей целуется,
Просит цену набавлять.
---------------------------------------
"Не хочу ходить нарядная
Без сердечного дружка!"
То-то, дуры вы, молодочки!
Не сама ли принесла
Полуштофик сладкой водочки?
А подарков не взяла!
Так постой же! Нерушимое
Обещаньице даю:
Опорожнится коробушка,
На Покров домой приду
И тебя, душа-зазнобушка,
В божью церковь поведу!"
В песнях встречаются определительные эпитеты (батюшков, матушкин, женихов и т.п.), выразительные эпитеты (родимый батюшка, миленький братец, добрый молодей, красна девица и т.п.), изобразительные эпитеты (создают условно- символический мир, о котором говорилось выше, они в сочетании с выразительными эпитетами формируют эмоциональный настрой песен) (голубка сизая, блюдо златое и т.п.). В лирических песнях функция эпитета главным образом выразительная и эмоционально-оценочная.
В наши дни лирические песни так же популярны. В Костроме есть ансамбль, «Гралица» исполняющий лирические песни далеко за пределами Костромской области.