Сочинение Лирика Иосифа Бродского
"Лирика Иосифа Бродского"
Бродский - все сочинения
Представление об удаче поэта у Анны Ахматовой было неординарным. Когда она узнала о суде над Бродским, об оскорбительном обвинении в тунеядстве и приговоре -5 лет тюрьмы, она воскликнула: \"Какую биографию делают юноше!\" В искаженном мире советского Зазеркалья благополучие вызывало подозрение у несведущих, презрение у знающих. Уйдя в 15 лет из школы, Бродский пришел на завод, был фрезеровщиком. К заводу примыкали Кресты - знаменитая питерская тюрьма, в которой позже сидел \"подследственный Бродский\". Тюрьма, высылка, \"отеческие наказания в воспитательных целях\"… Что мог ответить Бродский государству? \"Почему ты не работаешь честно?\" - \"Я работаю. Я пишу стихи\".
Бродский не автобиографичен в сочинениях. Факты, события нарастают на ту основу, в которой непостижимым образом цельно и независимо живет его индивидуальность, его душа. Он \"отстраняется\" от системы, которая ломала большинство. Он не борется, он уходит, \"не снисходя\" до унизительной толкотни. Уходя от государства, он погружается в культуру. Язык - его хлеб, воздух, вода. Русский язык - и Питер:
Я хотел бы жить,
Фортунатус, в городе,
где река высовывалась
из-под моста, как из рукава –
рука и что она впадала в залив,
растопырив пальцы, как Шопен,
никому не показавший кулака…
Бродский - второй русский поэт, увидевший в Петербурге не реку, а реки, дельту. Первым была Ахматова.
Бродский удивительно вольно обращается с поэтическими размерами, очень любит разрывать предложения, иронически и неожиданно делая ударение на словах, как будто не несущих основной смысловой нагрузки:
Полдень в комнате.
Тот покой, Когда наяву,
как во сне, пошевелив рукой,
не изменить ничего.
Но он насквозь ритмичен, ритм его сух и четок, как метроном. Бродский бесцеремонен с пространством, но все его стихи - организация и наполнение смыслом времени, это ужас и наслаждение, и азарт войны, и мудрое смирение перед тем, чем нельзя овладеть и чему невозможно сдаться:
\"Мне все равно - где,
имеет смысл - когда\".
Было время, пока \"где\" имело остроту новизны или остроту ностальгии:
Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать,
На Васильевский остров
Я приду умирать.
Но последовательность пространства, его плоскость, тщетно стремящаяся к вертикали, побеждается объемностью времени. Бродский - поэт не столько эмоций, сколько мыслей. От его стихов ощущение неспящей, неостанавливающейся мысли. Он действительно живет не где, а когда. И хотя в его стихах Древний Рим возникает не реже, чем советский Ленинград или Америка, \"когда\" Бродского всегда современно, сиюминутно. Он уходит в прошлое, чтобы еще раз найти настоящее.
Отдельная тема - Бродский и христианство. Ее нельзя касаться вскользь, поверхностно. Поражает напряженное, очень личное переживание поэтом библейских и евангельских сюжетов: жертвоприношение Авраама, Сретение, но особенно настойчиво повторяется - Вифлеем, Рождество:
В Рождество все немного волхвы.
Возле булочной - слякоть и давка.
Из-за банки турецкой халвы
Производят осаду прилавка…
Богатые волхвы принесли чудесные дары младенцу, спящему в яслях. Бедные питерские волхвы несут случайные дары своим младенцам. Что общего?
…смотришь в небо - и видишь: звезда.
Бродский не вернулся на Васильевский. \"Где\" оказалось несущественным. Он вернулся вовремя, в наше \"когда\". Потому что \"в качестве собеседника книга более надежна, чем приятель или возлюбленная\", как сказал он в нобелевской лекции. В ней же он назвал тех, чьей \"суммой я кажусь себе - но всегда меньшей, чем любая из них в отдельности\". Это пять имен. Три - принадлежат русским поэтам: Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Анна Ахматова. Строками Ахматовой, благословившей Бродского на высокую удачу, хочется закончить сочинение:
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле - печаль.
И долговечней - царственное слово.