Сочинение Мастер и Маргарита - Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода из романа М..Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Булгаков "Мастер и Маргарита" - сочинение "Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода из романа М..Булгакова «Мастер и Маргарита»)"
Удивительна, оригинальна, многопланова композиция романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Внутри одного произведения сложно переплетаются два романа — повествование о судьбе Мастера и сотворенный им роман о Понтии Пилате. «Ершалаим-ские» главы рассредоточены в основном повествовании о жизни главного героя и окружающих его людей. Литературоведом Г. А. Лесскис сказано об этом: «Ершалаим и Москва — две сценические площадки двух актов всечеловеческой трагедии или мистерии — описаны в одном лирическом ключе».
Важную роль для понимания смысловых глубин «Мастера и Маргариты» играет эпизод допроса Иешуа во дворце Ирода Великого.
В образе прокуратора Иудеи писатель рисует человека сильного, наделенного огромной властью. Величественно отдает он свои приказания и жестоко наказывает за их неисполнение. По его повелению на допрос приводят очередного обвиняемого. «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью». Опасаясь быть снова избитым, арестант глядит на прокуратора с тревожным любопытством.
Глубокий резонанс на допросе вызывает утверждение Га-Ноцри о том, что все люди добрые. Добрым человеком для Иешуа является Понтий Пилат, которого все в Ершалаиме считают свирепым чудовищем, добр для него Марк Крысобой, одним только своим видом вызывающий ужас, добр Левий Матвей, добр Иуда. «Злых людей нет на свете»,— утверждает Иешуа, и это его основная заповедь.
Понтий Пилат, несмотря ни на что, не лишен человеческих слабостей. Он проявляет интерес к личности Га-Ноцри, к его философии. Пилат желал бы услышать от Иешуа отречение от собственных слов, чтобы не наказывать его. Прокуратор, допрашивая арестанта, «протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту» , чуть позже он посылает ему «какой-то намекающий взор». Однако Га-Ноцри не отрекается от своей правды. Он высказывает крамольные мысли о власти: «Всякая власть является насилием над людьми» — и смело говорит прокуратору о том, что тот не властен перерезать волосок, удерживающий его, Иешуа жизнь.
Пилат не находит в себе сил отступить от закона. Он наказывает Га-Ноцри, проповедующего ненужность государственной власти. При этом прокуратора раздирают внутренние противоречия. Он ощущает на себе воздействие нравственной проповеди Иешуа, доверие к нему. Понтий Пилат осознает невиновность арестанта. Однако он находится в подчинении Кесарю, чью власть фактически отрицает Га-Ноцри. Булгаков ставит своего героя перед выбором: пойти по пути добра и спасти ни в чем не повинного человека, лишившись за это власти и, возможно, жизни или же отдать приказ о казни Иешуа, поступив таким образом бесчестно. Перед выбором стоит и сам арестант: он может отказаться от своих слов и тем самым сохранить жизнь. Пилат делает выбор между физической и духовной смертью в пользу последнего, а Иешуа — наоборот. Для него невозможен компромисс. Ради своей правды, истины он готов проститься с жизнью. Он лишен трусости, которая помешала Пилату сделать правильный нравственный выбор.
В итоге Пилат наказан бессмертием, и это бессмертие предателя, обреченного влачить существование в муках совести.
Булгаков ставит перед своим читателем вечные вопросы, поднимает самые острые проблемы: добра и зла, жизни и смерти, выбора, ответственности за поступки.