Сочинение Мир униженных и оскорблённых в ромате "Преступление и наказание".
Эссе по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
У Достоевского нет ничего, кроме
Человека, нет природы, нет мира вещей,
Нет в самом человеке того, что
Связывает его с природным миром вещей,
С бытом, с объективным строем жизни.
Существует только дух человеческий,
И только он интересен, он исследуется.
Н.А. Бердяев
Каждое художественное произведение ценно, прежде всего, тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - одно из величайших произведений мировой литературы, книга великой скорби. На страницах романа автор поднимает огромное количество проблем. Это, несомненно, нравственные проблемы: безнравственность, проблема ценностных ориентиров и жизненных приоритетов, проблема одиночества, безысходности и безнадёжности, отсутствия любви, вражды и предательства, проблема совести, чести и бесчестия. Из социальных проблем на первый план выходят нищета, пьянство, проституция, проблема униженных и оскорблённых, проблема города. Ф.М. не оставляет без внимания и такие философские проблемы, как проблема веры, грехопадения, искупления греха, смирения, всепрощения. Подробнее хочется остановиться на проблеме униженных и оскорблённых людей.
Ф.М. Достоевский создал идеологический, психологический роман. Теория Родиона Раскольникова не могла зародиться на пустом месте. Что же послужило истоком? Конечно, следует отметить, что Родион был грамотным, даже одарённым человеком, ну разве мог, скажем, Мармеладов додуматься до такой теории. Но не следует забывать и об окружающей обстановке, той среде, в которой «варился» главный герой. Жизнь Раскольникова протекала в атмосфере духоты, страшной нищеты, пьянства и других многочисленных пороков общества. И мимо этого нельзя спокойно пройти и забыть, зайти в свою комнату и запереться. Маменька главного героя дала самую верную и подходящую характеристику комнаты своего сына: «Это не комната, а каморка. Гроб!» Все герои произведения похожи на мух, которые бьются о ледяное стекло жизни, но им не суждено вырваться за поставленные рамки. Безысходность, безнадежность, отсутствие любви, одиночество – всё это толкает Раскольникова к тяжёлым и мрачным размышления о жизни человеческой. Он молод, умён, горяч. Он не желает сдаваться, поэтому сначала разрабатывает свою ужасную, бесчеловечную теорию, а потом проводит страшный эксперимент, для того, чтобы проверить, прежде всего, кто же он в этой жизни: тварь дрожащая или собственно человек, имеющий дар сказать новое слово.
Достоевский сочувствует и сопереживает героям романа, таким как Мармеладов, Сонечка, Авдотья Романовна. Однако что он может сделать против невыносимо жестокой правды жизни. Он не сказочник, в чьих произведениях добро побеждает зло, и всегда есть место чуду. В жизни зачастую всё происходит совсем наоборот. Как сказал Пьер Огюст Бомарше: «Исправить людей можно, лишь показав их такими, каковы они на самом деле».
Мне кажется, что «Преступление и наказание» содержит глубокую правду о невыносимости жизни в капиталистическом обществе, где царствуют Лужины и Свидригайловы с их лицемерием, подлостью, эгоизмом, а также правду, вызывающую не чувство безысходности, а непримиримую ненависть к миру лжи и лицемерия. С подобным «миром униженных и оскорблённых» мы сталкиваемся на страницах произведения Н.А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Яков верный холоп примерный, забыв о чести и достоинстве, безропотно прислуживал своему помещику. Но даже и его терпению пришёл конец, подобно Родиону он взбунтовался, однако не был столь радикален как Раскольников. Стало ли в наши дни меньше униженных и оскорблённых людей? Конечно же, нет. Не ошибусь, если замечу, что их стало только больше. Подобно героям романа, они так же зажаты жизненными рамками, загнаны в угол, поставлены в тупик. В силу своего характера одни заливают горе водкой, другие опускают руки и плывут по течению, а третьи, так называемые «Раскольниковы», сражаются и борются за правду. И вот эти самые третьи, по моему мнению, представляют наибольшую опасность для общества, они подобны боевым снарядам, оставшимся со времён ВОВ. Кажется, что они должны утратить свою боевую способность с течением времени, однако иногда они разрываются. Как говорится: «Раз в год и палка стреляет».
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что на различные поступки, даже на самые безумные, человека толкают не только внутренние мотивации, но и та атмосфера, та среда, где он «варится». В том обществе, где царит безнравственность, человек никогда не сможет стать поистине счастливым.