Сочинение Можно ли считать итоговый роман М.А. Булгакова автобиографическим?
Итоговым произведением творческой жизни М.А. Булгакова по праву считается роман «Мастер и Маргарита». Во многом его можно назвать автобиографическим – в образе мастера писатель во многом раскрыл себя, свою литературную и личную судьбу.
Так, это явно прослеживается в линии взаимоотношений главных героев - мастера и его возлюбленной Маргариты. До встречи с главным героем Маргарита была замужем за богатым и влиятельным человеком – казалось, она никогда и ни в чем не нуждалась. Однако за внешним благополучием скрывалось глубокое несчастье героини, ведь она никогда не любила своего мужа. В богатом доме, среди роскошной обстановки, Маргарита чувствовала себя самой несчастной женщиной на свете: «Она была счастлива? Ни одной минуты!»
Но все изменилось в один миг: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!»
Совершенно случайно, по воле небес, героиня и мастер встретились на улицах Москвы и не смогли больше расстаться. В один миг они поняли, что созданы друг для друга и всегда любили только друг друга.
Маргарита становится для талантливого художника любимой женщиной («тайной женой»), музой, другом, матерью. Все время, пока он писал свой роман о Понтии Пилате, героиня опекала его, вдохновляла на творчество, придавала силы: «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером». Маргарита говорила, что в романе, созданном мастером, «вся ее жизнь». И это было действительно так, поэтому справедливо сказать, что история о Понтии Пилате – это совместное творение, дитя любви мастера и Маргариты.
Однако идиллическая картина любви и творчества рассыпалась в один миг – тогда, когда мастер вышел из своего уютного подвальчика «в мир», попытался предъявить свое творение обществу, людям.
В «Мастере и Маргарите» очень точно и полно изображена картина советской Москвы 30-ых гг. 20 века, так хорошо знакомая Булгакову. Писатель создает образ безумного мира, живущего по неестественным законам. Из «нехороших квартир» здесь исчезают люди, везде царит засилье бюрократии, процветают взяточничество, распутство, приспособленчество, доносы и безнравственность в самом широком понимании этого слова.
Но особенно мрачную картину являет собой литературный мир Москвы, куда попадает мастер, пытаясь опубликовать свой роман. Ту трагедию творческого и человеческого непонимания и отвержения, с которой столкнулся мастер, переживал не один раз и сам Булгаков. Возможно, именно поэтому строки романа настолько пронзительны и точны.
Своеобразной моделью литературного мира в романе является МАССОЛИТ. Автор показывает, что ни один из трех тысяч ста одиннадцати членов этой многоуважаемой организации не выполняет свои непосредственные обязанности – не занимается литературным творчеством. Но зато все члены МАССОЛИТа с завидной энергией решают квартирные, продовольственные, дачные и прочие житейские проблемы. Все они - Берлиоз, Латунский, Лаврович, Рюхин – давно и твердо усвоили, что и как следует писать, чтобы обеспечить себе положение в обществе.
Булгаков подчеркивает, что истинное творчество к поделкам этих конъюнктурщиков не имеет никакого отношения. Циничные, прагматичные, равнодушные ко всему, кроме своей карьеры, массолитовцы формируют литературную атмосферу времени. Безусловно, в этом обществе судьба мастера и его творения оказывается предопределенной: герой попадает в клинику Стравинского как душевнобольной. Неприятие романа о Пилате и травля, развернувшаяся против него в литературном мире, рождают в мастере глубокое отчаяние, ведь его лишили главного для художника - свободы творчества. Герой больше не хочет жить в мире, где царят «насилие, плохие стихи и социальный заказ».
И только любовь способна возродить мастера. Его спасает Маргарита, перешедшая ради любимого на сторону темных сил - Воланда и его свиты. Тем самым автор подчеркивает, что Добро бессильно что-либо изменить в той вакханалии, которая творится в Москве. Лишь Князь Тьмы способен как-то повлиять на ситуацию.
В финале мастер и Маргарита обретают то, чего всегда так жаждали, – они получают вечный покой и возможность быть вместе: «…слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной… А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я».
Таким образом, роман Булгакова «Мастер и Маргарита» можно назвать автобиографическим. Это произведение во многом основано и навеяно событиями жизни самого писателя – его личными и творческими переживаниями, наблюдениями, размышлениями.