Сочинение Молчалин – «жалчайшее создание» (по комедии А.С. Грибоедова Горе от ума)
Комедия «Горе от ума» была написана в начале XIX века. Гончаров посвятил ей статью «Мильон терзаний», в которой назвал произведение Грибоедова «галереей живых типов». В комедии исторически верно отражена эпоха начала XIX века, ведь героев своих автор списывал с натуры. Зрители и читатели увидели пьесу не сразу: поставлена она была в 1931 году, а полный ее текст предстал на суд людей почти полвека спустя после создания. Это тоже помогло героям Грибоедова превратиться в типы, почти в «вечные образы», они стали восприниматься как абстрактные фигуры.
Замысел комедии возник у Грибоедова во время зарождения тайных политических обществ. Столкновение человека передовых, декабристских взглядов с реакционной массой дворянства было положено писателем в основу комедии. Главный герой – Чацкий – противопоставлен фамусовскому обществу. Одним из самых ярких представителей этого общества является образ Молчалина — тихони, лезущего в люди. Он является ярким представителем века «нынешнего». Этот герой настолько жалок и ничтожен, что не заслуживает никаких чувств, кроме отвращения. Я попробую разобраться в том, почему Молчалин производит на читателя такое впечатление.
Молчалин - секретарь Фамусова. Он состоит секретарем в департаменте Фамусова, при этом «числится по архивам», то есть служит ради чинов без жалованья. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека. С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Он родился в Твери, отец его был знаком с Фамусовым. Живет он в доме начальника, на правах бедного родственника, вхож в светское общество (ну как же, ведь он дворянин!). Он уже имеет чин асессора, «три награжденья», до которых дослужился благодаря своей способности к подхалимажу, а отнюдь не благодаря умственным данным, но продолжает идти к «степеням известным». «Умеренность и аккуратность» - вот его спутники во всем. Ему не доступны, в отличие от Чацкого, прогрессивные, новаторские идеи, он не стремится к духовному и умственному развитию. Вдруг это негативно воспримут фамусовы?
Молчалин считает своим долгом угождать начальнику и его домочадцам, вплоть до того, чтобы развлекать ночами его дочь. Не зря Грибоедов вводит в комедию сцену в спальне Софьи, Молчалин готов на все «в угодность дочери такого человека». Но он трус и не заходит далеко, понимая, что жениться на дочери хозяина не стоит, это не принесет ему большой выгоды, может даже притормозиться продвижение по служебной лестнице. Молчалину на всю жизнь придется остаться в Москве и мечтать наследовать должность Фамусова. В российской системе управления провинциалы без роду и племени почти не имели шансов занять высокие государственные посты. Но подхалим хочет большего! Он завел связи с Татьяной Юрьевной, принятой в Петербурге, и удивлен, как это Чацкий может её не знать. Ему и в голову не приходит, что кто-то на этом свете не подчиняет каждый свой поступок собственной выгоде. По словам Д. Писарева, он уже давно отправился к своей заветной цели – карьере и принадлежности к «высшему свету», он «пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет...»
Вспоминаются слова Сергея Довлатова: «Рожденный ползать, летать не хочет». Они хорошо характеризуют жизненную позицию Молчалина. Зачем стремиться к высоким идеалам, если всё решается гораздо проще? Он помнит, что «чтобы чины добыть, есть многие каналы»:
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет...
Как всё просто, правда? Молчалин помнит, что завещал отец: «угождать всем людям без изъятья». Вот он и старается. Он всем льстит, кто может быть полезным, он считает, что в его года «не должно сметь свои суждения иметь». Но перед теми, от кого нельзя получить выгоду, Молчалин не такой покладистый. С Лизой он повеса, забывает о робости и воспитанности, соблазняет ее сомнительными подарками, расписывая их, словно приказчик галантерейной лавки, что не свойственно приличному и воспитанному человеку:
Помада есть для губ, и для других причин
С духами сткляночки: резеда и жасмин.
Лиза игнорирует фамусовского секретаря, он ей несимпатичен, она и Софью предостерегает. Софья, в конце концов, видит низость своего ухажера, просит его покинуть дом до зари, но в глазах Фамусова, своего покровителя, подлец до конца остаётся безупречным. И, видимо, если бы Софья раскрыла карты отцу, он бы не поверил, решил, что дочь хочет отвести удар от Чацкого. В этом и заключается парадокс - Молчалиных нельзя разоблачить!
Поначалу кажется, что вся соль в «безупречном» лицемерии Молчалина, но на самом деле, Молчалин… искренен! Его потому и невозможно разоблачить, что разоблачать нечего: он ничтожен, но он не хитрит, не интригует, он просто живет по отцовским заветам. Юноши грибоедовской эпохи, с которых автор писал своего героя, искренне полагали важным не иметь своего мнения ни о чем, ни в коем случае им не противоречить, быть со всеми в добрых отношениях. Они искренне верили, что их долг - молчать, слушать, слушаться. И что самое удивительное и страшное, «Молчалины блаженствуют на свете»! В 1833 году К. А. Полевой писал: «... осмотритесь: вы окружены Молчалиными».
Неуклюжий поклонник, излишне вежливый юноша оборачивается к читателю своим истинным лицом. Вся трагедия не в том, что Молчалин так плох, а в том, что таких, как он, много. И именно они, эти ничтожные людишки, выдвигаются государством, именно их глупая, мелкая, подлая и пустая смиренность ценится больше подлинного ума и таланта. Страшен не Молчалин, а молчалины, так же как одна бактерия не несет большого вреда, а тысячи распространяют заболевания. Молчалины заражают и разлагают общество, но они же были рождены этим обществом, людьми. Значит, чтобы избавиться от молчалиных, нужно перевоспитывать не их, а себя, переоценивать собственные ценности, и тогда молчалинство станет ненужным и немодным.
Каждое поколение по-своему воспринимало бунт Чацкого или низость Молчалина, но общее отношение к ним как к бессмертным типам от этого не менялось. Хотелось бы верить, что ценится станут умные и способные, открытые и смелые люди, а не низкие и ничтожные.