Сочинение «Молчалины блаженствуют на свете...»
“Горе от ума”, на мой взгляд, не только острая политическая комедия, но и пьеса, в которой нашли отражение многие человеческие типы, всегда существовавшие и существующие в России. Это заметил еще И. А. Гончаров, который верно определил Чацкого как тип “сеятеля того, что пожинают другие”, “провозвестника новой зари”. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него — рабство во всех его проявлениях, самое желанное — свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в полном переустройстве. Но реальные преобразования еще далеки. Плотной стеной на их пути встал фамусовский мир, обитатели которого “радеют” лишь “родному человечку” и пределом мечтаний видят “сто человек к услугам”, “чин завидный” и тому подобные блага.
Да, Чацкий, наделенный темпераментом бойца, активно противостоит фамусовскому обществу. Но видит ли он своего реального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, толпу, собравшуюся на балу? Подумайте, кто истинный соперник Чацкого? Пока наш герой три года путешествовал, жизнь не стояла на месте. После войны 1812 года люди не просто с облегчением возвращались к заботам и радостям мирной жизни. Они вырабатывали в себе “иммунитет” к тем зреющим переменам, которые грозили эту мирную жизнь сокрушить. И вот в обществе появляется и твердо прокладывает себе дорогу Молчалив. Чацкий неспособен отнестись к нему и его “талантам” всерьез. А между тем это “жалчайшее созданье” не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердце Софьи, именно он — счастливый соперник главного героя в любви. И это только начало. Личное поражение Чацкого не исчерпывает его будущей драмы. Брошенные им слова — “Молчалины блаженствуют на свете” — оказываются пророчеством.
Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, умение найти “ключ” к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность — вот определяющие качества этого героя. Качества, делающие его антигероем пьесы, главным противником Чацкого. Его жизненные установки, убеждения, вся система нравственных ценностей противостоят моральному кодексу, идеям и идеалам Чацкого. И в этом Молчалин не отличается от всего фамусовского общества. Он также служит “лицам”, а не “делу”, также уверен в незыблемости всего общественного строя России. Но есть нечто, что отличает его от других героев пьесы: его сила. Вот “тузы”: Фамусов, Скалозуб, князь Тугоуховский. Каков предел мечтаний Фамусова? Выдать удачно замуж Софью, получить еще пару орденов — не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует: “Мне только бы досталось в генералы”. Князь Тугоуховский давным-давно “на посылках” у супруги, ему хочется, вероятно, только одного: оставили бы его в покое...
Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин стал секретарем московского “туза”, получил три награждения, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Незаменим в фамусовском доме, незаменим в обществе:
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет...
Остановится ли он на достигнутом? Разумеется, нет. Расчетливо и холодно набирает Молчалин силу. Уж он-то не потерпит на своем пути Чацкого — безумного мечтателя, ниспровергателя основ! Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, сам будет не только унижать, но и уничтожать.
Именно молчаливы, идеал которых “и награжденья брать, и весело пожить”, дойти “до степеней известных” станут в ближайшем будущем (после восстания декабристов) столпами общества. На них будет опираться новая власть, ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их “таланты” — “умеренность и аккуратность”. Молчалин — человек структуры, его безбедное существование возможно лишь в четко отлаженном государственном механизме. И он не допустит разлада этого механизма, тем более его разрушения!
Спустя полвека после создания “Горя от ума”, в 80-е годы, М. Е. Салтыков-Щедрин вновь выведет Молчалина на сцену в очерке “Господа Молчалины”. Социально ориентированный художник не случайно обратился к этому литературному герою. Он увидел в Молчалине одну из самых страшных фигур русского общества. В очерке М. Е. Салтыкова-Щедрина Молчалин предстает уже вельможей, добившимся “степеней известных”. Он укоренился в русской жизни и прошел по ней, достигнув в конце пути желанных вершин.
М. Е. Салтыков-Щедрин “по достоинству” оценил молчалиных и мрачную роль, сыгранную ими в обществе. По его словам, именно молчалины являются создателями тех сумерек, благодаря которым “настоящий заправский человек не может сделать и шага, не раскроив себе лба”. Вкрадчивые молчалины заняли место бескомпромиссных Чацких, каждый сделал свой выбор. И мне кажется, что такие люди, как Молчалин, будут существовать всегда, потому что, пока существует власть, ей будут нужны люди, не стыдящиеся “подличать”.