Сочинение «Мысль народная» как основа художественного содержания романа-эпопеи Л. Толстого «Война и мир»
В 1869 году из-под пера Л. Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы — роман-эпопея “Война и мир”. “Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В "Войне и мире" я любил мысль народную”, — говорил писатель. Главный герой романа — народ. Народ, брошенный в ненужную и непонятную ему войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту родины и разгромивший огромную неприятельскую армию во главе с непобедимым до тех пор полководцем.
В романе более ста массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, хотя значение образа народа определяется не количеством массовых сцен, а народной идеей. Важнейшие события романа оцениваются Толстым с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает писатель словами князя Андрея: “Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Нам там незачем было драться”. Война 1812 года не была похожа на другие войны. Отечественная война для России была справедливой, национально-освободительной войной. На борьбу с захватчиками выступил весь народ. Простые русские люди — крестьяне Карп и Влас, старостиха Василиса, купец Ферапонтов, дьячок и многие другие — враждебно встречают наполеоновскую армию, оказывают ей сопротивление. Чувство любви к родине охватило все слои населения. Толстой говорит, что “для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или дурно будет под управлением французов”. Уезжают из Москвы Ростовы, отдав подводы раненым и оставив на произвол судьбы свой дом, покидает родное гнездо Богучарово княжна Марья Болконская. Переодетый в простое платье граф Пьер Безухов вооружается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона.
Омерзительны отдельные представители чиновно-аристократического общества, которые в дни всенародного бедствия действовали в эгоистических, корыстолюбивых целях. Враг уже был в Москве, а придворная петербургская жизнь шла по-старому: “те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги”. Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Гневно обличает Толстой московского генерал-губернатора и главнокомандующего Московским гарнизоном графа Растопчина, из-за своего высокомерия и трусости не сумевшего организовать пополнения для героически сражавшейся армии Кутузова. С возмущением рассказывает писатель о карьеристах — иностранных генералах типа Вольцогена. Они отдали Наполеону всю Европу и “приехали нас учить — славные учителя”. Среди штабистов Толстой выделяет группу людей, желающих только одного: “наибольших для себя выгод и удовольствий”. К числу таких людей относятся Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков и другие.
С большой симпатией относился Толстой к народу, который сыграл главную и решающую роль в войне против французских завоевателей. Патриотические чувства, охватившие русских, породили массовый героизм защитников родины. Рассказывая о боях под Смоленском, Андрей Болконский справедливо заметил, что русские солдаты в первый раз дрались там именно за свою землю, что в войсках был такой дух, какого никогда он не видел. Наиболее полно “мысль народная” ощущается в тех главах романа, где изображаются герои, близкие к народу или стремящиеся понять его: Тушин и Тимохин, Наташа и Марья, Пьер и Андрей — все те, кого можно назвать “русскими душой”.
Человеком, воплотившим в себе дух народа, Толстой изображает Кутузова. Кутузов — подлинно народный полководец. Таким, выражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает во время смотра под Браунау и во время Аустерлицкого сражения, и особенно во время Отечественной войны. “Кутузов, — пишет Толстой, — всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат”. Кутузов для России — свой, родной человек. Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели — очищению родной земли от захватчиков. От имени народа Кутузов отклоняет предложение о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа. Понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий. Кутузов — носитель народной мудрости, выразитель народных чувств. Его отличает “необычайная сила проникновения в смысл совершающихся явлений, а источник ее лежит в народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе”. Только признание в нем этого чувства заставило против воли царя выбрать его главнокомандующим русской армией. И только это чувство поставило его на ту высоту, с которой он направлял все силы не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.
И солдаты, и офицеры — все воюют не за Георгиевские кресты, а за отечество. Потрясают своей нравственной стойкостью защитники батареи генерала Раевского. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество солдат и лучшей части офицеров. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении “чувство ужаса перед врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения”. Бородинская битва явилась кульминационным моментом Отечественной войны. Если при описании сражений, происходивших на чужой территории (Аустерлицкое, Шенграбенское), автор сосредоточил внимание на отдельных героях, то на Бородинском поле он рисует массовый героизм народа и практически не выделяет отдельных персонажей. Мужественное сопротивление русских войск, их несокрушимость удивляют и поражают Наполеона, еще не знавшего поражений. Самоуверенный император сначала никак не мог понять, что происходит на поле боя, так как вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля прежде стройные колонны французских войск возвращались теперь расстроенными, испуганными толпами. Рассуждая об итогах и о значении Бородинского сражения, Толстой говорит, что русские одержали нравственную победу. Моральные качества армии, или дух войска, безусловно, влияют на исход военных действий, тем более, что со стороны французов война носила захватнический характер, со стороны русского народа была национально-освободительной.
Читая роман, мы убеждаемся, что писатель судит о великих событиях прошлого, о войне и мире с позиции народных интересов. А это и есть та “мысль народная”, которую любил в своей бессмертной эпопее Толстой и которая осветила немеркнущим светом его гениальное творение.