Сочинение Народ и власть в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М. Е. Салтыкова-Щедрина
М. Е. Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки в конце 1860-х годов. Его можно считать новатором, потому что, сохраняя главные особенности жанра, писатель старался приблизить его к современности. Фантастическая основа сказки позволяла в гротесковом, гиперболическом виде показать действительность. А эзопов язык и различные фольклорные иносказания создавали широкий простор для авторской иронии.
В сказке "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" показаны два социальных слоя, два противоположных общественных лагеря - власть и народ. Они уже давно живут в противоречиях: первые решили, что они главные и последние должны им во что бы то ни стало подчиняться. Прибегая к помощи иронии, сплетая реальность с фантастикой, автор заостряет проблему социальной несправедливости в своем произведении.
Первый общественный лагерь - власть - в сказке представляют два генерала. Они всю жизнь "служили ... в какой-то регистратуре". Они очень ограничены, потому как в той регистратуре генералы "родились, воспитались и состарились". Автор правильно подмечает, что генералы "ничего не понимали". Что вообще можно понять тем, кто сидит всю жизнь в одной комнате и ничего там не делает, а из слов знает одни только канцелярские выражения?
Вполне закономерными стали последствия их деятельности: "упразднили регистратуру за ненадобностью." Реальность теперь уступает место сказочному сюжету, и генералы, жившие в недалеком прошлом на реальной Подьяческой улице, волей автора оказываются на нереальном необитаемом острове.
Каковы же их первые действия? Сначала герои заплакали. Вряд ли они уверят нас этим поступком, что они - "настоящие мужчины". Плачущие генералы в ночных рубашках... Ничтожный вид, недостойный таких титулованных особ!
Салтыков-Щедрин с иронией описывает их: один генерал говорит сквозь слезы: "Ежели теперича доклад написать - какая польза из этого выйдет?" Да уж, теперь-то точно никакой пользы не выйдет! Но приносило ли это занятие пользу вообще когда-нибудь? Между строк мы читаем, что нет: власть должна заниматься, прежде всего, реальными делами, приносящими пользу народу, а уж потом писать об этом доклады. Но получается, к сожалению так, что доклады пишутся в первую очередь, а о настоящих делах генералы все как-то забывают.
Итак, на необитаемом острове герои оказались лишены привычных условий. Ни кофейку им готового, ни булочки, ни жареных куропаток. Какого же было их удивление, когда они узнали, что "человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плывет и на деревьях растет"!
Генералы в дикой среде быстро превращаются в животных: "...в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья..."
Стать такими им оказалось довольно просто, потому что внутри они были хуже, чем звери. Они ничего не знают: "Стали искать, где восток и где запад..., но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли." Они ничего не умеют: "Попробовал полезть - ничего не вышло, только рубашку изорвал." Завидев в лесу толпу рябчиков и зайцев, генерал чувствует, что его "начинает тошнить". У него и в мыслях нет попробовать кого-нибудь поймать самому - ведь он привык, что за него это делает кто-то другой.
Не только к физическому труду генералы неспособны, в интеллектуальной деятельности они тоже не далеко ушли: "Как, например, думаете вы, отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот?" Из "пропитания" отправившийся на поиски провизии генерал приносит только старый номер газеты "Московские ведомости". Но даже этот печатный орган дворянской реакции не может найти более важного предмета обсуждения, чем то, где и какие проходили парадные обеды и фестивали. Самой важной и насущной проблемой для дворян оказывается еда, вся их политика не выходит за пределы собственных интересов.
Генералам автор имен не давал, чтобы ярче показать их типичность. Но они все-таки различаются, у каждого есть и индивидуальные характеристики. Разница между ними состоит в степени их интеллектуального развития и умственных способностей: если один просто глуп, то другой еще более невежествен и беспомощен. Это превосходство автор объясняет заведомым абсурдом: тот, кто поумнее, был таким, потому что когда-то служил учителем каллиграфии в школе военных кантонистов. Как будто искусство писать красивым почерком прибавило ему ума!
Но все-таки надо было писателю кого-то "озарить вдохновением"! Придумал этот учитель каллиграфии спасти положение с помощью мужика - он бы выручил несчастных генералов, сделал бы все то, что не по силам "лагерю власти". Спасителя они нашли - и тот бескорыстно помог им выйти из "безвыходной" ситуации,
М. Е. Салтыков-Щедрин в создании образа мужика использовал гиперболу. Это был "громаднейший мужчина", который сумел научиться "в пригоршне суп варить" и смастерить корабль, да "не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой." Гиперболичность сочетается со сниженными деталями: "хотел было дать от них стрекача", "брюхом кверху", "острый запах мякинного хлеба и кислой овчины". Это показывает нам, в каком положении находился народ по отношению к власти: он был как бы запуган, его приучили подчиняться. Но главное, что мужицкие старания - это проявления истинно человеческих качеств, таких, каких нет у генералов. Именно он, мужик, является созидателем жизни. Автор иронически замечает, какая награда достается мужику за этот нелегкий труд. Во-первых, генералы несправедливо называют его "лежебоком", "тунеядцем", который "от работы отлынивает". А во-вторых, за все старания генералы отблагодарили мужика всего лишь "рюмкой водки и пятаком серебра" - как будто больше тому для счастья ничего не нужно.
Такая награда является антитезой богатству, которое генералы получили в казначействе: "сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать!" Это в очередной раз показывает нам, как не соответствуют человеческие качества и поступки социальному положению. Высокие по чину генералы глупы, не знают жизни, ничего не делают и при этом получают большие деньги. А народ, который трудится изо дня в день, успевает содержать фактически и себя, и своих генералов, народ, без которого земля была бы необитаемым островом, остается ни с чем.
Итак, скрываясь за сказочным сюжетом, М. Е. Салтыков-Щедрин изобразил в своем произведении вековую социальную несправедливость, несправедливость власти по отношении к народу. Средствами гротеска он подчеркивает никчемность ее виновников и возвышает над ними пострадавшую сторону - народ.