Сочинение Незнакомый Тургенев (позднее творчество писателя)
Тургенев вошел в историю не только русской, но и мировой литературы как непревзойденный психолог и художник слова. Писатель известен прежде всего как автор бессмертных романов «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин» и другие. Мало кому известны его стихи в прозе, полные лиризма и глубоких раздумий над жизнью, другие прозаические произведения.
Определяя главную особенность своего творческого пути, Тургенев говорил: «Я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить то, что Шекспир называл самый образ и давление времени». Классик сумел показать в своем творчестве чистоту любви, силу дружбы, страстную веру в будущее своей Родины, уверенность в силе и мужестве русского человека. Творчество истинного художника слова предполагает множество открытий, и Тургенев - тому подтверждение.
Повести «Степной король Лир», «Клара Милич», рассказ «Конец Чертопханова» относятся к позднему периоду творчества классика и представляют особый интерес, как в отношении стиля, так и сюжетов. Это ещё одна попытка писателя найти своего героя. Поражает в названных произведениях глубина раскрытия внутреннего мира русского человека. Тургенев пытается раскрыть загадку русской души. Он ставит героев в необычные ситуации и таким образом заставляет их действовать согласно велению сердца. Тургенев по своему интерпретирует библейскую заповедь «Не возгордись». Гордость является смертным грехом, поэтому во всех этих рассказах главные герои умирают.
На первый взгляд, в повести «Степной король Лир» нет ничего мистического, хотя жизненные перипетии главного героя Харлова не лишены таинственного. Автора, прежде всего, интересуют мотивации поступков главного героя – Харлова Мартына Петровича, столбового дворянина.
Предчувствуя приближение смерти, он решил разделить имущество между своими дочерьми. В результате ничего хорошего это не принесло. Любимые дочери выгоняют отца из дома, он трагически погибает, пытаясь им отомстить.
Сказание о короле Лире и его дочерях известно в целом ряде литературных версий. Самая известная – историческая драма У. Шекспира «Король Лир». Не смог пройти мимо этого сюжета и Тургенев. Как и великий английский драматург, Тургенев пытается показать, что движет героями при совершении ими тех или иных поступков. Тема порочности гордыни показана на примере судьбы Харлова. Оба произведения классиков сближает мотив неблагодарности дочерей, жажда наживы, порочная власть денег.
В повести «Клара Милич» разворачивается мистический сюжет, совершенно нехарактерный для Тургенева с его репутацией острого социального обличителя и реалиста. Повесть имеет второе название - «После смерти». В её основе жизненная история, что не раз подчеркивалось автором. Это произведение связано с рядом более ранних творений классика.
В этой повести нашла отражение его мысль о воздействии на человека мистических сил, которые не зависят от воли людей. Это не мистицизм в обычном его понимании, а некое «двоемирие», ведущее свое начало от романтиков. В этом произведении рассказывается о том, как Яков Аратов встречает некую актрису, которая затем кончает жизнь самоубийством. Но что-то гложет героя и он решает выяснить причину такого поступка Клары Милич. В результате в руки героя попадает портрет Клары. И с этого момента у Якова случаются видения. Он понимает, что его многое сближает с этой женщиной, что они оба чисты и душой и телом, что они созданы друг для друга. И для того, чтобы быть вместе ему надо умереть, но смерть уже не страшит его.
Это произведение Тургенева и тематически, и стилистически близко «Портрету» Гоголя. В них элементы мистики играют важную роль в судьбе героев. В повести Гоголя повествуется о том, как в руки молодому, бедному художнику попадает старинный портрет, с помощью которого он разбогател, при этом погубив свой талант. Таким образом. в обоих произведениях мистическим элементом выступает портрет. Однако герои не лишены возможности распоряжаться своей судьбой. Фантастические ситуации необходимы писателям для того, чтобы более глубоко обнажить психологические мотивы тех или иных поступков. Также здесь нашло отражение поверие, что изображение человека несет в себе часть его души. Помимо этого, эти произведения связывает мотив упущенных возможностей. Однако, нельзя их полностью отождествлять. Тургенев раскрывает любовный сюжет, хотя и весьма необычно, а Гоголь обращается к теме власти денег.
Главный герой тургеневской повести проходит традиционное испытание любовью. Исходя из сюжета, достаточно трудно сказать, выдерживает ли его Яков. Клара представляет собой традиционный образ тургеневской девушки. В жизни таких женщин громадную роль играет чувство, но и оно проникнуто мыслью. И хотя её имя вынесено в заглавие, героиня представляет как для самого автора, так и для читателя меньший интерес.
«Конец Чертопханова» - это попытка Тургенева продолжить «Записки охотника», в которых писатель с позиций либерального дворянина рассматривает проблемы русской деревни в пореформенную эпоху. Это история помещика Чертопханова, который, спасая жида, получает в подарок великолепного коня, ставшего причиной его гибели.
Значительное место в произведении занимает описание лошади. Тургеневу было важно показать с психологической достоверностью, как постепенно лошадь в сознании героя вытесняет любимого человека. Таким образом, писатель раскрывает характер героя, главной чертой которого было желание превосходить других, обладать предметом зависти окружающих.
Описание лошади дается в реалистической манере. С помощью эмоционально-оценочных эпитетов и сравнений автор подчеркивает не только породистость, красоту, выносливость коня, но и особый нрав и степенность. У него была «шерсть с отливом серебра, да не старым, а новым, с темным глянцем». Он обладал амбицией: «Огонь, как есть огнь, просто порох – а степенство, как у барина». И имя такому коню дается необыкновенное - Малек-Адем. Такая подробная детализация позволяет писателю показать причину особой привязанности Чертопханова к своему любимцу, к своему «последнему превосходству».
Тургенев во многих своих произведениях дает описание природы. Пейзажные зарисовки выполняют различные функции: обрамляют повествование, помогают раскрыть характер героев, выступают в качестве морально-нравственного комментария, оттеняют переживания. Чаще всего писатель дает описание природы средне-русской полосы России, которая знакома ему с детства. Тургеневские пейзажи отличаются точностью рисунка, глубокой лиричностью, жизненной одухотворенностью. Для них характерно простота и естественность, особый подбор эпитетов и сравнений, эмоциональная насыщенность и психологизм.
Творчеству И. С. Тургенева присущи сила и острота мысли, высота идеалов, высоконравственность и духовная чистота героев. Найденные Тургеневым особые способы сочетания прозы и поэзии многому научили позднейших писателей и остаются актуальны как сегодня, так и для писателей будущего. И несмотря на то, что произведения этого писателя знакомы с детства и «обросли» многочисленными научными комментариями, творчество писателя остается загадочным и непостижимым.