Сочинение Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»
Одной из основных проблем пьесы Горького «На дне» является вопрос о правде и лжи. Написанное в 1902 году, в преддверии революционных событий, это произведение обнажает социальную и психологическую правду о жизни «низов». Реалистически беспощадно драматург показывает всю убогость и беспросветность существования людей, опустившихся на самое «дно жизни». Каждый из героев пьесы имеет свое, совершенно разное, прошлое, но все они объединены общим настоящим и, я думаю, печальным будущим.
Слесарь Клещ, Актер, благородный Сатин, торговка Квашня, проститутка Настя… Эти люди не верят в то, что в их жизни может что-то измениться. Они не верят в себя, в свои силы, в возможности человека. Каждый их героев влачит жалкое существование, предпочитая не думать о жизни, прятаться от нее. Клещ прикрывается мечтами о будущей благополучной жизни, не замечая, как в муках умирает его жена Анна. Настя зачитывается любовными романами, придумывая себе красивые любовные истории. Актер заливает горе алкоголем.
Получается, что все эти люди в какой-то степени обманывают себя. Поэтому, когда на пороге ночлежки появляется странник Лука со своей «спасительной» ложью, то почти все ее обитатели цепляются за эту ложь, видят в ней спасение. Да и как Актеру не поверить в то, что где-то есть лечебница, гарантирующая полное избавление от алкоголизма? Как Насте еще больше не погрузиться в свои иллюзии, когда ее так внимательно слушают и ей верят? Как Анне не успокоиться, когда после смерти ей обещают избавление от мук и полный покой?
Нужно сказать, что образ странника Луки в пьесе очень неоднозначен. Долгое время этого героя обвиняли в равнодушии к людям, в корысти. Интересно, что само имя «Лука» по созвучию связано со словом «лукавый», а одно из значений этого слова близко к значению «нечистый», «искуситель». Луку обвиняли в том, что он искушает людей своей ложью, а в качестве главного обвинения называли смерть Актера. Кроме того, в образе горьковского странника искали идеологические истоки, связывали его с сектантами-бегунами, с идеями толстовства.
С другой стороны, Луку превозносили, делали из него спасителя, сравнивая чуть ли не с самим Христом. Во всяком случае, один из литературных критиков уподоблял этого героя горьковскому Данко, пожертвовавшему своей жизнью ради счастья соплеменников. Так кем же на самом деле является этот герой?
Если всмотреться в то, что делает Лука, вслушаться в его речи, понимаешь, что странник просто не очерствел душою. Нельзя не согласиться с оценками, которые дает Луке Сатин: «Он врал... Но это только из жалости к вам».
Лука утешает людей, обманывая их. Для него категории правды и лжи неважны сами по себе. Гораздо важнее страннику то, что они приносят человеку. Лука не просто обманывает, на протяжении пьесы он творит реальное, деятельное добро: утешает перед смертью Анну, пытается усовестить Василису. Именно этот странник предотвращает убийство Васькой Пеплом Костылева. И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит, что добром это дело не кончится.
Кроме того, Лука не просто врет Актеру, он уговаривает его: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись... возьми себя в руки и терпи...» И причина смерти Актера не в его иллюзиях, а в их крушении, в прозрении, в сознании невозможности воздержаться и взять себя в руки.
Важно, что такая позиция Луки – позиция продуманная и осознанная. Странник обосновывает свое поведение философски. Одним из идейных центров пьесы становится его рассказ о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа заключается в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, а только добро: «Человек может добру научить... Пока верил человек — жил, а потерял веру и удавился».
На мой взгляд, Луку можно сравнить с героем другого произведения Горького – Данко Странник Лука действует, желая помочь людям, желая облегчить их страдания, привнести в их нелегкую жизнь немного радости и света. Конечно, он понимает, что, возможно, в глобальном смысле не спасает людей, как это получилось у Данко. Но Луку можно назвать своеобразным сторонником «теории малых дел». Этот герой считает, что важна каждая минута радости и каждая капля добра.