Сочинение Образ Медного Всадника в одноименной поэме А.С. Пушкина
Название поэмы «Медный Всадник», являющийся памятником Петру I на Сенатской площади Петербурга, говорит о своеобразном подходе автора к освещению истории петровской эпохи.
Великий царь Петр I представляется в поэме символическим образом Медного Всадника – огромного монументального памятника.
Медный Всадник – это не сам Петр, который «могуч и радостен, как бой», который «весь, как божия гроза». Медный Всадник – это превращение Петра, которое произошло с ним (и с его делом) за минувший век. Живой, «мощный властелин судьбы» превратился в застывшее изваяние.
Медный Всадник, как будто, противостоит живому Петру. Если Петр в начале поэмы представлен как царь-реформатор, которым гордится Россия, то Всадник предстает как устрашающий образ:
«Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?».
Когда один из главный героев поэмы, Евгений, в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает гнев на «горделивого истукана», тот начинает преследовать его:
«И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал».
Если живой Петр поглощен мыслью о судьбах России, то его окаменевший образ утратил этот патриотизм. Бесчувственный памятник, сорвавшись с места, преследует бедного Евгения. Бездушная государственность обезличивает всех, простые люди выглядят несчастными и обездоленными.
Такое противоречие образов Петра и его воплощения Медного Всадника вызвано переосмыслением автором событий Петровской эпохи. Расправа над дворянской аристократией, уничтожение дворянства и допуск в дворянское сословие людей случайных, лишило царскую власть нравственной и духовной опоры и превращало самодержавие в самовластие.
И Медный всадник теперь предстает как главный виновник стихии, обрушившейся на город, поэтому, сошедший с ума Евгений, грозит кумиру на бронзовом коне «Ужо тебе…».
Поэма Пушкина - это рассказ о великой роли Петра I, о его реформаторских начинаниях, имевших различные исторические последствия, олицетворением которых и стал застывших Медный Всадник, и трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике.