Сочинение Образ русского воина в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Роман-эпопея "Война и мир" Л. Н. Толстого - это грандиозное сплетение частных судеб и истории. В своем произведении писатель показал, что историческая жизнь - это важная часть того огромного материка, который мы называем жизнью человеческой. Война в изображении Толстого неразделима с судьбами людей, но изменяет их, коверкает, уничтожает...
"...Свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие", - писал автор. Война - смерть и ужас. Война - тысячи унесенных жизней. Война - дикая охота. Но она не может быть бессмысленной, так как гибнет народ ради высокой цели - ради свободы России, Родины. Война - это тяжелое испытание мужества, храбрости, патриотизма. Но не тот истинный герой, кто сидит в штабе и знает все понаслышке, не тот, кто указывает на свой подвиг или совершает его ради карьеры, а тот, кто, рискуя жизнью, защищает Родину. И делает это не ради корысти, не ради славы, а потому, что так ему велит сердце, потому, что думает он не о себе, а о других. Поэтому истинными героями войны я могу назвать простых русских воинов - Тимохина и Тушина.
Рота Тимохина "одна в лесу удержалась в порядке". Тимохин, видя, что солдаты бегут, а враг наступает, "с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали". Тимохин не побежал к полковому командиру, не упирал на свою очевидную храбрость, как это сделал Долохов. Герой совершил это ради удовлетворения своей духовной потребности, а, значит, нет нужны о том рассказывать.
Батарея Тушина тоже оказалась в тяжелом положении - прикрытия не было, и солдаты не были взяты в плен потому, что четыре пушки яростно стреляли. После отъезда Багратиона Тушину удалось зажечь Шенграбен, и французы отступили, но выставили правее деревни десять орудий и стали бить по батарее:"... Тушин... бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды ... и покрикивал слабым, тоненьким, нерешительным голоском". Бросаясь в самую гущу битвы, он не испытывал ни малейшего страха. Толстой неслучайно наделяет Тушина особой внешностью. В нем "было что-то особенное, совершенно не военное". "Маленький человечек", "слабые, неловкие движения" - эти характеристики говорят о полном несоответствии внешности сильному характеру, пламенной, чуткой душе героя. Весь бой он находился в состоянии, "похожем на лихорадочный бред или состояние пьяного человека". Солдаты, в несколько раз шире и выше Тушина, "как дети в затруднительном положении смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах".
После боя мы видим другого Тушина - доброго, чуткого, брата и друга всем солдатам. "Голубчик" - так обращается он к раненому Ростову. Юнкер видел, как "большие, добрые и умные глаза Тушина с сочувствием и состраданием устремлялись на него". Он был отцом-батюшкой для своих солдат.
Перед князем Багратионом, отчитывающим его за оставленные оружия, Тушин совершенно меняется. Сконфуженный, взволнованный, с дрожащей нижней челюстью предстал перед полководцем этот герой. Ему "во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия". Как может быть человек унижен и опозорен тем, что остался жив, и не просто жив, но и героически жив, ведь он защищался без прикрытия? Однако он умалчивает об этом, боясь подвести Жеркова.
В картинах войны Толстой показывает патриотизм, жизнелюбие, скромную храбрость, выносливость, самоотверженность русских солдат. Мы видим величие и красоту простого народа в минуты смертельной опасности.