Сочинение Образы русских женщин в романе «Война и Мир» - 2
Огромная слава Льва Толстого давно перешагнула границы нашей страны. Его знает весь мир. Недаром Горький писал: «Не зная Толстого, Достоевского, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». В чем причина непреходящего интереса к роману? Что заставляет обращаться к нему людей разных наций, далеких от его героев и его времени, и по социальной системе. Мы не устаем повторять, что равного в литературе Толстому нет. Почему? Огромный дар и художественная неповторимость позволили писателю показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой - Россия. На страницах романа оживает история, встают люди во плоти и крови, с их помыслами, радостями и горестями, исканиями и заблуждениями, любовью и ненавистью, с победами и поражениями - творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью.
Герои «Войны и мира», как положительные, так и отрицательные, относятся прежде всего к среде высшего, правящего дворянства. Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, изобразил его со всеми присущими ему чертами: паразитизмом, безнравственностью, невежеством, полной отчужденностью от народа. Заслуга писателя в том, что он, беспощадно критикуя дворянское общество, показал и немногочисленные семьи лучших аристократов, в том числе и просвещенную их часть (Болконские и Безуховы).
Все передовое в среде дворянства было явлением исключительным. Как правило, у Толстого образы положительные обладают именно чертами исключительности, и судьбы их в романе развиваются в столкновении с «большим миром», который Толстой рисует отрицательно. Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова несут в себе прежде всего черты своего класса. Толстой подчеркивает, что каждый его герой — порождение среды, плоть от плоти ее, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде. По мнению Толстого, Наташа - это идеал женщины. Это богатая, щедро одаренная натура. Откуда взялась эта чуткая, трогательная, чудная девушка? Семья Ростовых, как и Болконских (и среди них Мария Болконская) резко выделяются среди обычных дворянских фамилий. Ростовы подобны тем семьям, из которых выходили жены декабристов и многие другие передовые люди XIX века. Уклад жизни Ростовых, обычаи, симпатии и антипатии - все это русское, национальное. Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью, умением стойко переносить страдания, легко идти на жертвы - не напоказ, а со всей душевной широтой. Самая яркая черта в Наташе — это поэтическое мироощущение, душевная доброта, открытость для каждого, кто ее окружает.
Появляясь впервые на балу, Наташа так мало похожа на светских барышень, так отчетлив контраст между ней и «светом». Едва перешагнув за порог семьи, Наташа оказывается обманутой. К Ростовым, и прежде всего к общей любимице Наташе, тянутся лучшие люди — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов. Увлечение Анатолием Курагиным, этим пустым светским человеком, говорит о ее неопытности. Наташа — натура щедро одаренная, поступки ее оригинальны, над нею не тяготеют никакие предрассудки, руководит ею сердце. Наташа — это пленительный образ русской женщины. Одинокой, чужеродной чувствует себя она среди столичных аристократов. Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин увлекает ее, и в этом помогает ему его развратная сестра Элен. После тяжелой болезни, явившейся результатом душевных потрясений, Наташа вернулась к жизни обновленной. Беда не сломила ее, свет не одержал над нею победы.
Наташа принимает активное участие в событиях 1812 года. Широта, независимость, смелость, страстное отношение ко всем явлениям жизни — таковы черты, наполняющие этот образ. Он пленял современников и пленяет нас.
Особняком стоит в семье Ростовых Вера — старшая сестра Наташи. Холодная, недобрая, чужая в кругу братьев и сестры, она в доме Ростовых — тело инородное. Воспитанница Соня, полная самоотверженной и благодарной любви ко всей семье, завершает галерею портретов семьи Ростовых.
Так же, как и Наташа Ростова, княжна Марья — представительница плеяды лучших женщин дворянской России начала XIX века. Образ этот необыкновенно сложен. По художественной яркости он занимает одно из первых мест среди героев Толстого. Нравственная высота, сила характера, женственность выделяют княгиню Марью среди многих женских персонажей мировой литературы. Толстой делает этот образ, несмотря на сложность и противоречивость, необыкновенно поэтическим, цельным, законченным, обаятельным. Княгиня Марья — художественное воплощение толстовского идеала женственности.
Лучшие представители дворянства, и среди них Наташа и княгиня Марья, как правило, щедро одаренные натуры. Они выделяются из среды своего класса прежде всего гуманностью, подлинным патриотизмом, высокой моралью. В них ярко проявляются черты русского характера. И в этом большая заслуга Толстого.