Сочинение Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета
В русской поэзии трудно найти поэта более "мажорного", чем Афанасий Афанасьевич Фет. Поэзия Фета, на мой взгляд, - одна из вершин русской лирики. Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, поэзия первозданной свежести и благоухания.
Лирика Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни - погружение в мир красоты.
Именно красота - главный мотив и идея творчества великого русского лирика. Тайны красоты, язык ее созвучий, ее многоликий образ и стремится воплотить Фет в своих творениях. Поэзия - храм искусства, а поэт - творец этого храма:
Сердце трепещет отрадно и больно,
Подняты очи, и руки воздеты,
Здесь на коленях я словно невольно,
Как и бывало, пред вами, поэты.
Основные темы поэзии Фета - природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в природе и любви, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, все очарование.
Три поэтических предмета - природа, любовь и песня - тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: "лес проснулся", "солнце встало... затрепетало" ("Я пришел к тебе с приветом"). Поэт полон жажды любви и творчества.
Впечатления Фета о мире, окружающее его, передаются живыми образами:
Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит можжевельник;
Точно пьяных гигантов столпившихся хор,
Раскрасневшись, шатается ельник.
Странная картина... Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь в стихотворении тихая, безветренная. Оказывается, что это всего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели, стремился запечатлеть в своем стихотворении Фет. Он, наверное, сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Фет никогда не стремился к изображению целостного и завершенного образа природы. Его интересуют переходные состояния, тонкие и трудно уловимые их оттенки, он хочет передать изменчивость природы, движение человеческой души. На мой взгляд, лучшим стихотворением пейзажной лирики является "Вечер":
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело, в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу...
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Фет передает здесь борьбу между стихиями дня и ночи с торжеством последней.
Поэт в слове воспроизводит не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся в поэзии именно Фета (в живописи это направление называется импрессионизмом). Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства. И хотя в стихах Фета очень много вполне конкретных цветов, деревьев, птиц, изображены они необычно. И эту необычность нельзя объяснить только тем, что Фет широко использует олицетворение:
Сбирались умирать последние цветы,
И ждали с грустию мороза…
Или
Цветы глядят с тоской влюбленной,
Безгрешно чисты, как весна...
Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всего именно чувства, а не явления, которые их вызывают.
Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, "опрокинутые" в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут:
Над озером лебедь в тростник протянул,
В воде опрокинулся лес,
Зубцами вершин он в заре потонул,
Меж двух изгибаясь небес.
Свидание влюбленных у водоема в стихотворении "Ива" столь трепетно, что, боясь взглянуть на свою возлюбленную, юноша всматривается в ее отражение в воде, и так же, как дрожит и мерцает ее отражение, трепещет взволнованная душа влюбленных:
В этом зеркале под ивой
Улови мой взгляд ревнивый,
Сердцу милые черты...
Мягче взор твой горделивый...
Я дрожу, глядя, счастливый,
Как в воде дрожишь и ты.
Стихи насыщены у Фета ароматами, запахом трав, "благовонных ночей", "благоуханных зорь":
Свеж и душист твой роскошный венок,
Всех в нем цветом благовонье слышны...
Для Фета порой не столь важно проследить развитие чувств или событий, сколько запечатлеть мимолетное состояние, остановить мгновение, задержать его:
Я говорить хотел - и вдруг,
Нежданным шорохом пугая,
К твоим ногам, на ясный круг,
Спорхнула птичка золотая.
Герой стремится продлить миг, предшествующий признанию, когда невыразимое чувство облечется в словесную форму. Но иногда поэту все-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира:
Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,
Травы степные унизаны влагой вечерней,
Речи отрывистей, сердце опять суеверней,
Длинные тени вдали потонули в ложбине.
Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем, между этими впечатлениями нет логической связи.
Но в стихотворении "Шепот, робкое дыханье..." быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!
Нет ни одного глагола. Лишь краткими назывными предложениями, как художник смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание.
Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.
Стихи Фета необыкновенно музыкальны. Это чувствовали и композиторы, современники поэта. П.И. Чайковский говорил о нем: "Это не просто поэт, скорее - поэт-музыкант". Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания.
Фет сравнивал себя с угасшими звездами (стихотворение "Угасшим звездам"), но угасло много других звезд, а звезда поэзии Фета разгорается все ярче!