Сочинение Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета

    В русской поэзии трудно найти поэта более "мажорного", чем Афанасий Афанасьевич Фет. Поэзия Фета, на мой взгляд, - одна из вершин русской лирики. Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, поэзия первозданной свежести и благоухания.
    Лирика Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни - погружение в мир красоты.
    Именно красота - главный мотив и идея творчества великого русского лирика. Тайны красоты, язык ее созвучий, ее многоликий образ и стремится воплотить Фет в своих творениях. Поэзия - храм искусства, а поэт - творец этого храма:

    Сердце трепещет отрадно и больно,

    Подняты очи, и руки воздеты,

    Здесь на коленях я словно невольно,

    Как и бывало, пред вами, поэты.

    Основные темы поэзии Фета - природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в природе и любви, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, все очарование.

    Три поэтических предмета - природа, любовь и песня - тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: "лес проснулся", "солнце встало... затрепетало" ("Я пришел к тебе с приветом"). Поэт полон жажды любви и творчества.

    Впечатления Фета о мире, окружающее его, передаются живыми образами:

    Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

    И, сжимаясь, трещит можжевельник;

    Точно пьяных гигантов столпившихся хор,

    Раскрасневшись, шатается ельник.

    Странная картина... Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь в стихотворении тихая, безветренная. Оказывается, что это всего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели, стремился запечатлеть в своем стихотворении Фет. Он, наверное, сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Фет никогда не стремился к изображению целостного и завершенного образа природы. Его интересуют переходные состояния, тонкие и трудно уловимые их оттенки, он хочет передать изменчивость природы, движение человеческой души. На мой взгляд, лучшим стихотворением пейзажной лирики является "Вечер":

    Прозвучало над ясной рекою,

    Прозвенело, в померкшем лугу,

    Прокатилось над рощей немою,

    Засветилось на том берегу...

    Далеко, в полумраке, луками

    Убегает на запад река.

    Фет передает здесь борьбу между стихиями дня и ночи с торжеством последней.

    Поэт в слове воспроизводит не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся в поэзии именно Фета (в живописи это направление называется импрессионизмом). Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства. И хотя в стихах Фета очень много вполне конкретных цветов, деревьев, птиц, изображены они необычно. И эту необычность нельзя объяснить только тем, что Фет широко использует олицетворение:

    Сбирались умирать последние цветы,

    И ждали с грустию мороза…

    Или

    Цветы глядят с тоской влюбленной,

    Безгрешно чисты, как весна...

    Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всего именно чувства, а не явления, которые их вызывают.

    Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, "опрокинутые" в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут:

    Над озером лебедь в тростник протянул,

    В воде опрокинулся лес,

    Зубцами вершин он в заре потонул,

    Меж двух изгибаясь небес.

    Свидание влюбленных у водоема в стихотворении "Ива" столь трепетно, что, боясь взглянуть на свою возлюбленную, юноша всматривается в ее отражение в воде, и так же, как дрожит и мерцает ее отражение, трепещет взволнованная душа влюбленных:

    В этом зеркале под ивой

    Улови мой взгляд ревнивый,

    Сердцу милые черты...

    Мягче взор твой горделивый...

    Я дрожу, глядя, счастливый,

    Как в воде дрожишь и ты.

    Стихи насыщены у Фета ароматами, запахом трав, "благовонных ночей", "благоуханных зорь":

    Свеж и душист твой роскошный венок,

    Всех в нем цветом благовонье слышны...

    Для Фета порой не столь важно проследить развитие чувств или событий, сколько запечатлеть мимолетное состояние, остановить мгновение, задержать его:

    Я говорить хотел - и вдруг,

    Нежданным шорохом пугая,

    К твоим ногам, на ясный круг,

    Спорхнула птичка золотая.

    Герой стремится продлить миг, предшествующий признанию, когда невыразимое чувство облечется в словесную форму. Но иногда поэту все-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира:

    Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

    Травы степные унизаны влагой вечерней,

    Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

    Длинные тени вдали потонули в ложбине.

    Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем, между этими впечатлениями нет логической связи.

    Но в стихотворении "Шепот, робкое дыханье..." быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое:

    Шепот, робкое дыханье,

    Трели соловья,

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья.

    Свет ночной, ночные тени,

    Тени без конца.

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица.

    В дымных тучках пурпур розы,

    Отблеск янтаря,

    И лобзания, и слезы,

    И заря, заря!

    Нет ни одного глагола. Лишь краткими назывными предложениями, как художник смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание.

    Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.

    Стихи Фета необыкновенно музыкальны. Это чувствовали и композиторы, современники поэта. П.И. Чайковский говорил о нем: "Это не просто поэт, скорее - поэт-музыкант". Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания.

    Фет сравнивал себя с угасшими звездами (стихотворение "Угасшим звездам"), но угасло много других звезд, а звезда поэзии Фета разгорается все ярче!

К-во Просмотров: 2500
Найти или скачать Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета