Сочинение Основные темы и мотивы лирики К. Д. Бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире.
   В начале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений. В «Маленьком султане» он создал жестокий образ царя Николая II. Это стихотворение тайно передавали из рук в руки, как листовку. В Женеве оно было опубликовано в сборнике «Песни борьбы». Бальмонт мастерски владел приемами обличительной сатиры, писал эпиграммы, одна из которых адресована тому же Николаю II:

    
    Он трус, он чувствует с запинкой,
    Но будет, – час расплаты ждет.
    Кто начал царствовать Ходынкой,
    Тот кончит, встав на эшафот.
    

   В начале творческого пути Бальмонта поддерживали В. Короленко, В. Брюсов, которые высоко ценили его талант и образованность.
   Свой первый «Сборник стихотворений» Бальмонт уничтожил как слабый. Следующий сборник «Под северным небом» был более удачным. Стихи в нем приобретают изящество формы и музыкальность.
   Всю жизнь Бальмонт работал очень интенсивно. В год у него выходило по несколько сборников в нескольких изданиях. Он изучил 16 языков, поглощал целые библиотеки, стремился как можно полнее понять жизнь и людей.
   С 1897 года поэт путешествует по всему миру, что отразилось на тематике его стихотворений. Отречение царя от власти Бальмонт воспринял с радостью, но революцию 1917 года отверг, считая ее грубой и страшной. В 1920 году поэт-бунтарь подает прошение о выезде за границу, где и остается навсегда. В эмиграции Бальмонт тосковал по родине:

    
    И все пройдя пути морские,
    И все земные царства дней,
    Я слова не найду нежней,
    Чем имя звучное: Россия.
    

   Он слагал песни о Москве, воспевал Сибирь в книге «Голубая подкова».
   Славу Бальмонту как поэту-символисту принесли сборники «Тишина», «Горящие здания», «Будем как солнце». В 1913 году в России было издано 10 томов его произведений.
   Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него – символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал:

    
    Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
    И синий кругозор.
    Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце.
    И выси гор.
    Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море
    И пышный цвет долин.
    Я заключил миры. В едином взоре,
    Я властелин...
    

   По музыкальности стиха Бальмонту не было равных. Он умел уловить и показать момент, миг, звук, рождающиеся и исчезающие. В своих стихах поэт использовал приемы, свойственные музыке, – ритмические повторы, множество внутренних рифм:

    
    Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
    Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
    И сияньем прощальным как будто ласкали,
    Словно нежно ласкали отуманенный взор.
    

        (1902)

   В стихотворении «Безглагольность» Бальмонт гениально подмечает одну из «эмоциональных составляющих» действительности:

    
    Есть в русской природе усталая нежность,
    Безмолвная боль затаенной печали,
    Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
    Холодная высь, уходящие дали.
    

   Само название стихотворения говорит об отсутствии действия, о погружении души человека в состояние мудрой созерцательности. Поэт передает различные оттенки грусти, которая, нарастая, изливается слезами:

    
    И сердце простило, но сердце застыло,
    И плачет, и плачет, и плачет невольно.
    

   Чередование шипящих звуков – излюбленный прием символистов, позволяющий передать шелест листьев:

    
    Недвижный камыш. Не трепещет осока.
    Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
    Луга убегают далеко-далеко.
    Во всем утомленье глухое, немое.
    

   Лирический герой помещен на «склон косогора» между небом и рекой (водой), окутанной туманом. Возникает глубокий образ: маленький человек – и весь мир, погруженный в печаль. И в то же время душа даже одного человека, с его страданиями, – это целый космос, его эмоции сливаются с миром природы. Жизнь человека и «безмолвие» – только внешнее проявление, за которым скрывается поток чувств и эмоций, сложная жизнь души.

   К шедеврам бальмонтовской лирики можно отнести стихотворения «Песня без слов», «Челн томления», «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Камыши», «Океан».
   Стихотворения Бальмонта воздействуют на слушателя не столько смыслом, сколько звуковой игрой. Не случайно одно из них названо «Песня без слов» (1894):

    
    Ландыши, лютики. Ласки любовные.
    Ласточки трепет. Лобзанье лучей.
    Лес зеленеющий. Луг расцветающий.
    Светлый свободный журчащий ручей.
    

   Изменяя в строфах «главный» звук (здесь – «л»), автор вызывает у слушателя чувство трогательной нежности к расцветающей природе. Картина утра сменяется картинами дня и прекрасной лунной ночи. Прожитый день завершается:

    
    Радость безумная. Грусть непонятная.
    Миг неизбежного. Счастия миг.
    

   В стихотворении «Челн томленья» (1894) есть строка «чуждый чарам черный челн». Бальмонт часто использовал однородные эпитеты и повторы:

    
    Чуждый чистым чарам счастья,
    Челн томленья, челн тревог,
    Бросил берег, бьется с бурей,
    Ищет светлых снов чертог.
    

   Настоящим шедевром стало стихотворение «Камыши», в котором читатель видит страшное ночное болото с его трясиной, сыростью, таящейся смертью:

    
    Полночной порой камыши шелестят.
    В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
    В болоте дрожит умирающий лик.
    То месяц багровый печально поник.
    И тиной запахло. И сырость ползет.
    Трясина заманит, сожмет, засосет.
    

   Сонет «Океан» посвящен Валерию Брюсову, человеку неутомимой энергии, создателю символизма. Стихотворение наполнено энергией океана, а построено как разговор лирического героя с Океаном. В нем символический смысл и философский подтекст. Поэт говорит о счастье и смысле жизни, но не получает ответа:

    
    Вдали от берегов Страны Обетованной,
    Храня на дне души надежды бледный свет,
    Я волны вопрошал, и океан туманный
    Угрюмо рокотал и говорил в ответ:
    «Забудь о светлых снах. Забудь. Надежды нет.
    Ты вверился мечте обманчивой и странной.
    Скитайся дни, года, десятки, сотни лет, —
    Ты не найдешь нигде Страны Обетованной».
    

   О творческом пути художника-творца, о самосовершенствовании повествует стихотворение «В безбрежности» («Я мечтою ловил уходящие тени...»). Путь поэта представляется как некая «лестница в небо», каждая ступенька которой – это годы тяжелого труда. Но чем выше поднимается поэт, тем большим смыслом наполняются его жизнь и творчество:

    
    И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
    Тем ясней рисовались очертанья вдали,
    И какие-то звуки вдали раздавались,
    Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
    

   Поэт рад, что достиг высоты, узнал, «как ловить уходящие тени» образов и слов. Он не останавливается на пути самопознания, идет все выше и выше.
   Даже названия стихов поэта отражают их необыкновенную музыкальность: «Аккорды», «Гармония слов», «Зовы звуков». Не случайно Бальмонта называли музыкальным живописцем, «Паганини русского стиха». На его стихи написано более 500 романсов. В плане музыкальности Бальмонт был гениальным продолжателем традиций лирики А. Фета, уделяя внимание не только звуку, но и цвету. «Вся природа – мозаика цветов», – говорил он:

    
    Красный парус в синем море, море
    голубом.
    Белый парус в море сером спит
    свинцовым сном.
    

        (1905)

   В поэме «Фата Моргана», например, 21 стихотворение, и каждое посвящено раскрытию какого-либо цвета или оттенка цветов.
   По словам Короленко, «центрального, художественного мотива» у Бальмонта не было, он его и не искал. Его художественный метод отражал целостность мира.

К-во Просмотров: 4185
Найти или скачать Основные темы и мотивы лирики К. Д. Бальмонта