Сочинение Особенности творчества одного из поэтов Серебряного века (И. Анненский)
Литературная судьба русского поэта Иннокентия Анненского необычна. При жизни его произведения были почти неизвестны, они пользовались даже меньшей славой, чем стихотворения многих второстепенных и третьестепенных поэтов того времени.
Первый сборник стихотворений Иннокентия Анненского, написанных в 80-90 годы 19 века, – «Тихие песни» - появился в печати только в 1904 году. Этот сборник вышел под псевдонимом Ник. Т-о. Но известность Анненский приобрел только в последний год своей жизни. Вторая, последняя, книга его стихов – «Кипарисовый ларец» - вышла посмертно, в 1910 году.
Александр Блок считал, что поэзия Анненского очень близка его творчеству: «Человеческая душа, убитая непосильной тоской». В. Брюсов сравнивал стихи этого поэта с произведениями А. А. Фета, К. Бальмонта, Поля Верлена. И это, я думаю, неслучайно. Ведь Анненский изображал окружающий мир не таким, каким он его знает, а таким, каким он ему кажется. Тот же Брюсов отмечает мгновенность впечатлений поэта и мимолетность его поэзии.
По словам самого Иннокентия Анненского, он рос «в среде, где соединялись элементы бюрократического и помещичьего…». Учился будущий поэт во второй петербургской гимназии и в частной гимназии В. Бернеса. Экзамены на аттестат зрелости сдал экстерном, в 1875 году. В 1879 году Анненский окончил Петербургский университет по словесному разряду, историко-филологический факультет со степенью кандидата. До конца жизни поэт служил по ведомству Министерства народного просвещения. Он преподавал древние языки, античную литературу, русский язык и словесность в средних учебных заведениях. В 1879 году состоялось венчание Анненского с его любимой женщиной Н.В. Хмара-Барщевской. Через год у них родился сын Валентин, будущий поэт, писавший под псевдонимом В. Кривин.
В 1870 – 1880-ые годы Анненский пробует себя в стихах и переводах, известных только его близким и друзьям. Эти ранние опыты поэт уничтожил в 1908 году, посчитав их подражательными и неталантливыми. В 1890-е годы Иннокентий Анненский совершил ряд поездок в Италию и Францию. Увлечение поэзией и прозой французских писателей, переводы их стихов дали толчок для развития творчества и самого поэта.
В 1909 году Анненский создал самые глубокие из своих «горьких, полынно-крепких стихов» (О. Мандельштам): «Баллада», «Будильник», «Дождик», «Прерывистые строки», «Старые эстонки». Вторая книга стихов поэта – «Кипарисовый ларец» (1910) – пробудила жгучий интерес к Анненскому, его личности и его творчеству. Жаль, что уже посмертно…
В поэзии Анненского переплелись многие веяния и черты. Это влияние и символизма, и русского характера, русского взгляда на жизнь. Лирический герой поэзии Аннненского многообразен. Поэт всесторонне раскрывает внутренний мир своего героя, его психологическое состояние, его взгляды и настроения, вызванные событиями окружающего мира.
Часто герой Анненского живет в повседневности, в будничной жизни. Это – обычный горожанин, один из многих. Старая шарманка, будильник, выдохшийся воздушный шарик – таковы символы человеческих судеб у Анненского.
Мне кажется, поэзии Иннокентия Анненского свойственны утонченность, интимность, замкнутость, психологизм. Она замечает мгновенные ощущения жизни, душевные переживания человека, описывает и передает различные психологические состояния героя.
Большинство произведений Анненского окутаны настроениями одиночества и тоски. Поэтому так часто, на мой взгляд, в его лирике встречаются картины увядания, сумерек, закатов. Для поэтического мира Анненского характерно постоянное противостояние мечты обывательской прозе жизни, которая напоминает что-то призрачное и кошмарное («Бессонные ночи»). Поэтому в языке произведений поэта сочетаются возвышенные и прозаические тона. Это, как мне кажется, помогает передать изменчивость мира, его непостоянство.
Лирический герой Анненского-поэта постоянно ощущает свое отчуждение от окружающего мира. Он осознает, что радость и счастье – мимолетны. Каждую минуту они могут превратиться в свою противоположность – разочарование и несчастье. Такое неустойчивое, пограничное состояние лирического героя Анненский пытается передать через детали внешнего мира, сквозь призму поэтических строк:
Скажите, что сталось со мной?
Что сердце так жарко забилось?
Какое безумье волной
Сквозь память привычки пробилось?
В нем
В волненье не чувствую сразу:
С мерцающих строк бытия
Ловлю я забытую фразу…