Сочинение Пейзаж как средство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Использование писателем картин природы всегда обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается то или иное действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, т.е. помогать раскрытию идеи произведения. По созданию того или иного пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о ее роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из основных средств психологического анализа.
На мой взгляд, наиболее ярко картины природы Л. Н. Толстой изобразил в романе “Война и мир”. Природа для автора эпопеи — это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек “естественный”, близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе.
В романе “Война и мир” мы ни разу не видим Элен, Анну Павловну, Жюли Курагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природы, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво.
Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя — “естественному человеку”. Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь — это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира, “диалектику души” этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы.
Например, духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии.
Природа органично входит в жизнь “ищущих” героев Л. Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить ее.
Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрей в минуты его душевной подавленности или эмоционального взлета (образ старого дуба — символ “замирания” и “возрождения”). Природа часто помогает и самому герою узнать свое состояние, разобраться во всем (небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба и др.)
Картина природы воссоздает обстановку, характеризующую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению.
Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Толстого главную идейную нагрузку, выявляет характер войны, отражает точку зрения автора на происходящее.
Таковы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” функции пейзажа, для воссоздания которого автор использовал различные художественные особенности. Раскрывая внутренний мир героев, писатель рисовал картины природы, созвучные душевным переживаниям того или иного образа, или контрастно противопоставлял состояние души героев и природу, чтобы оттенить глубину внутренних волнений персонажей.
Таким образом, пейзаж помогает проанализировать душевное состояние героя, картины природы рисуют обстановку, в которой происходят события, выражают мысли, чувства и переживания самого автора. И, конечно, созданные писателем яркие, красочные картины природы прекрасны в художественном отношении. Ночь в Отрадном и небо Аустерлица, картина охоты и описание дуба — лучшие страницы романа...
Тяжелая душевная травма приводит Андрея Болконского в отчаяние, он теряет смысл жизни, но через некоторое время мы видим духовное возрождение героя. Оно связано с его восприятием оживающей весенней природы, когда и молоденькие березы и старый сердитый дуб чувствуют прилив энергии и жизненных сил.
Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном: “Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса ... стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей”. Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке какую-то внутреннюю духовную силу. Кроме того, она созвучна страстному увлечению людей охотой, музыкой, плясками, которые Толстой искусно отображает в романе.
Светлая ясная природа дает человеку радость и силу и делает очень непонятными действия людей, убивающих друг друга. Утро Бородинской битвы “было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшееся из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов”. Пьер в это время видит панораму Бородинского поля: “Косые лучи яркого солнца кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотыми и розовыми оттенками свет и темные, длинные тени”. А затем эту чудесную картину русской природы сменяет страшный вид поля: “Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте ... Опомнитесь. Что вы делаете?”
“Суровый российский климат воспитал крепких, выносливых, но в то же время душевных людей. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот: там русские солдаты кормили кашей полузамерзшего француза, и один из них старался подражать французскому говору. Все они радовались, что могут помочь человеку, забыв, что недавно он был их врагом”.
“И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой”. Казалось, сама природа сочувствует проявлению простого доброго, дружеского чувства.
Каждому из любимых толстовских героев открывается “высокое бесконечное небо” — символ возвышенных стремлений. Пейзаж в романе обретает философский смысл и играет важную композиционную роль.