Сочинение Плаха - Поиски смысла и правды жизни (по роману Айтматова «Плаха»)
Айтматов "Плаха" - сочинение "Поиски смысла и правды жизни (по роману Айтматова «Плаха»)"
Человек рождается не только для того, чтобы есть и пить. Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червем. Так писал В. Дудинцев в романе «Не хлебом единым». Поиски смысла жизни — это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Потому-то лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. И наша советская литература не обошла его. А сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые только завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными.
Вопрос о моральных проблемах, конечно, шире вопроса о смысле жизни, но этот последний составляет ядро нравственности. Когда нет веры, нет смысла в жизни, то очень часто нет и нравственности. Виль Липатов, умерший в конце 70-х годов, в повести «Серая мышь» изобразил бывшего начальника, до того спившегося, что ему нечего есть, а в доме даже мыши не водятся, потому что им тоже нечего есть. Это символ. Бессмысленность жизни приводит к деградации человека, превращению его в животное или преступника.
В другом своем произведении, «И это все о нем…», Липатов на современном материале исследует борьбу добра и зла. Главный герой повести — Евгений Столетов. Это как раз человек, стремящийся жить по правде, глубоко верящий в добро, справедливость, честность. И конечно, он неизбежно сталкивается с человеком, давно продавшим совесть, живущим ради выгоды, обманывающим людей и государство. Это мастер Петр Гасилов. Роман писался в годы, когда процветали нечестность и лицемерие, и поэтому смерть Женьки явилась неизбежным финалом.
Глубоко нравственные и гуманистические проблемы ставил и ставит в своих произведениях Валентин Распутин. В повести «Живи и помни», например, перед нами встает вопрос: справедливо ли считать преступником человека, честно провоевавшего три года, которому после ранения смертельно захотелось домой? Можно отвечать по-разному, но по-человечески жалко Андрея Гуськова, попавшего в колесо репрессивной машины.
Чингиз Айтматов в своих книгах всегда стремился показать человека, ищущего свое место в жизни. С новой силой это проявилось в его романе «Плаха». Писатель признается, что в этом произведении хотел бы «отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через духовное пространство и поднялся на более высокую ступень».
Роман Айтматова многопланов. Мы видим людей, стремящихся к наживе любой ценой: будь то истребление животных, или продажа наркотиков, или прямое убийство. Мы видим и обращение писателя к вечной теме распятого Христа. Угадываем здесь сходство с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Глубоко символична судьба волчьей пары. Но сейчас хотелось бы сказать о нетипичном для советской литературы герое. Это Авдий Каллистратов, который ищет смысл жизни в Боге. Но в духовной семинарии он не ужился, не удовлетворяла его застывшая мысль, он хотел сам найти своего бога. Юноша уходит в мир. Подобно пушкинскому герою, он хочет «жечь глаголом сердца людей», провозглашать, подобно лермонтовскому, «любви и правды чистые ученья». Он надеется с помощью слова очистить и возродить души падших людей. Но правда жизни сурова. Трудно достучаться до душ преступников.
Задумав изучить жизнь собирателей наркотиков, Авдий выдает себя за такого человека, едет в глухую степь собирать пыльцу. На обратном пути в поезде он начинает убеждать любителей зелья бросить это занятие. Но его избивают и выталкивают из вагона. В больнице, куда он попал после стычки в поезде, он встречает женщину, которую полюбил. В любви он, кажется находит себя. Не такому человеку трудно жить в мире зла, лицемерия, наживы. Его статью о наркомании не печатают: она слишком правдива. В столкновении с истребителями сайгаков Авдий погибает. Погибает как мученик, как Христос. Эта аналогия не случайна. Возможно, этот герой не слишком реалистичен. Но он заставляет читателей задуматься над вечными вопросами.
Далекий от философии чабан Бостон тоже ищет смысл жизни. Видя ненормальные отношения, сложившиеся в его хозяйстве, он мучительно размышляет: «Если я не хозяин своему делу, кто-то в конце концов должен быть ему хозяином?». Это его тревожит. Чабан видит смысл жизни в честной работе, в любви к животным, земле, в приумножении богатства общества, в порядочности в отношениях с людьми. Однако его честность и преданность работе так же, как и у Столетова и Каллистратова, входят в противоречие со сложившейся системой общепринятого обмана, духом наживы. Судьба преследует Бостона. Фигура его становится по-шекспировски трагической. Во время перехода на новое пастбище погибает его друг. Затем умирает жена. Вокруг новой жены, вдовы друга, начинает расти снежный ком сплетен. Наконец, природа в лице волков мстит людям, несправедливо избрав именно его. Обиженные другим охотником, волки уносят ребенка Бостона. Доведенный до отчаяния, чабан убивает обидчика волков и идет сдаваться в милицию.
Так безвременье, отсутствие веры в обществе в целом порождает трагический конфликт между честным и бесчестным. Плахой (в прямом смысле) кончается жизнь Авдия, и плахой же (в переносном смысле) — жизнь Бостона.
Восходит на свою плаху и Онисимов, герой произведения Александра Бека «Новое назначение». Это аппаратчик высокого ранга, председатель государственного комитета, лично приближенный Сталиным. Объективно это человек, обладающий чувством долга и удивительной работоспособностью. Личная его преданность Сталину беспредельна — несмотря на то, что его брат погиб в лагерях. В этой преданности он и видит смысл своей жизни, требуя такой же преданности и полной отдачи в работе от своих подчиненных. Но писатель подчеркивает, что это ломает и искажает природу человека. Возникает «странная болезнь» — результат «ошибки двух противоположных импульсов — приказов, идущих от коры головного мозга, и внутренних побуждений». В конце концов человек начинает творить зло, оправдываясь долгом. Именно потому на Онисимова так подействовало разоблачение культа личности, что потеряны смысл жизни, уверенность в своей правоте. Он так и не смог «вылезти душой из тех времен», как советовал ему Челышев. И недаром автор «награждает» его неизлечимой болезнью, ведь он уходит вместе со своим временем. Да, роман говорит о том, что смысл жизни каждый человек должен искать сам, никто не может дать его в готовом виде.