Сочинение Почему Мастер в финале романа был награжден не светом, а покоем? (по роману М. Булгакова «Мастер и М
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» вот уже на протяжении почти века занимает сердца читателей и умы критиков. Сколько споров и открытий было сделано, сколько еще их предстоит сделать! Это произведение поставило так много интересных вопросов, и ответы на них, я думаю, еще не совсем найдены. Мне хотелось бы порассуждать, например, о том, почему Мастер получил в конце жизни покой, а не свет? Мне кажется, что именно на такой финал романа у Булгакова были свои веские причины.
Интересно, что мнение о положительности образа Мастера строится исключительно на содержащемся в тринадцатой главе его собственном рассказе Ивану Бездомному. Рассказ этот, как мне кажется, очень непоследователен и во многих моментах противоречив. А на авторские характеристики и комментарии почему-то не обращается внимания. А они, на мой взгляд, не подтверждают общепринятую картину, разрушают сложившийся портрет героя.
Первое, на что стоит обратить внимание, это вопрос о названии тринадцатой главы. Она носит имя «Явление героя» и в ней Мастер впервые выводится на сцену. Никто почему-то не обращает внимания на номер этой главы, имеющий испокон веков нехорошее предзнаменование. А ведь этот роман Булгакова о нечистой силе… Поэтому и здесь нужно ее искать, нужно ставить вопрос: где же в этой главе нечистая сила? Очень интересно, что там всего два действующих лица — поэт Бездомный, с которым мы знакомимся намного раньше, и Мастер. Что же это значит?
Наводит на размышление и само название этой главы. Важно, что в разговорной речи слово «явление» имеет широко распространенное значение, которое подразумевает под собой нечистую силу. О том, что Булгаков использовал это слово именно в таком смысле, свидетельствует один из вариантов названия романа — «Он явился» (подразумевается Воланд).
Другой, связанный с «явлением» Мастера, мистический момент в романе — лунный свет. Каков же он в понимании автора? Что он обозначает, несет в себе? Несколько раньше Булгаков пишет о Воланде: «В лунном, всегда обманчивом, свете Ивану Николаевичу показалось, что тот стоит, держа под мышкою не трость, а шпагу». То есть Булгаков предупреждает нас, что все, связанное с луной — всегда обман. И в данном случае он подчеркивает, что Мастер явился Ивану Бездомному в лучах полной луны. Что же это значит?
Объяснения этого явления Мастера, на этот раз с оценкой их значения, будут даны позже. Автор вложит их в уста кота Бегемота: «Поверь мне, что всякую ночь я являлся бы к тебе в таком же лунном одеянии, как и бедный мастер, и кивал бы тебе и манил бы тебя за собою. Каково бы тебе было, о Азазелло?»
А кто еще в романе приходит в окно с лунным светом? Гелла и Варенуха, уже ставший вампиром, пугают бедного Римского в озарении лунного света. Так разве Булгаков совершенно случайно делает эти образы похожими? Мне кажется, что нет. Все это придает первому визиту Мастера мрачный оттенок и приводит нас к мысли, что и он заодно с нечистой силой.
В романе есть еще одна важная деталь, указывающая на Мастера как на представителя нечистой силы. Как примету Сатаны Булгаков подает зеленый цвет одного из его глаз. В одной из ранних редакций романа зеленые глаза имел член воландовской шайки Азазелло, Понтий Пилат и ... Мастер.
Следует подчеркнуть и такой момент: по Булгакову выходит, что нечистая сила и Система, одним из олицетворений которой в романе является клиника профессора Стравинского, — две стороны одного и того же явления. Они взаимодействуют, дополняя друг друга.
И последнее, что мне хочется сказать об образе «романтического Мастера». Вспомним то место в романе, где Мастер вспоминает свою бывшую жену по чисто внешним признакам:
— С этой... ну...с этой, ну... — ответил гость и защелкал пальцами.
— Вы были женаты?
— Ну да, вот же я и щелкаю... На этой... Вареньке, Манечке... нет, Вареньке... еще платье полосатое... музей... впрочем, я не помню».
Как видим, бывшая любовь не оставила в сердце «романтического героя» ничего запоминающегося, кроме полосатого платья.
Нет, созданный Булгаковым образ, которым принято восхищаться, вовсе не такой однозначный, как казалось ранее. Именно поэтому, как мне кажется, Мастер не достоин света. Покой для него - действительно награда, так как он достоин тьмы. Ведь только из-за заступничества Иешуа герой получил награду, а не наказание. И еще помогла ему в этом любовь, ведь Мастер любил Маргариту, любил по-настоящему, почти божественно.