Сочинение Поэзия И. Северянина

    Время требует мифов, и время творит их. Среди множества мифов 20 века живет миф о поэте Игоре Северянине. Он вошел в историю русского стиха как основатель эгофутуризма, как «король поэтов», автор «изысканных» стихов, один из родоначальников массовой культуры 20 века. О Северянине можно сказать, что он изготавливал товар по душе, но всегда оставался подлинным поэтом.

    Игорь Северянин начал писать стихи уже с восьми лет. Тогда же он решил непременно прославиться как поэт. Первое стихотворение Северянина было опубликовано в 1905 году. Затем, в течение 3–4 лет он издал за свой счет 35 сборников. Но поэта не замечали. Обратил внимание на молодое дарование Л.Н. Толстой. Великий писатель пришел в негодование от стихов безвестного поэта и тем прославил его имя. Северянина стали приглашать на поэтические вечера в самые престижные залы Петербурга.

    Несмотря на то, что Северянин был футуристом, его поэтическая позиция была прямо противоположна позиции Маяковского. Оба этих поэта шли на площадь, к «униженной и оскорбленной толпе». Но Маяковский нес грубое, резкое, «весомое» слово. Северянин же предлагал «утончиться вкусом народа».

    Позиция открытого самоупоения поэта должна была потрясти и потрясала публику нахальством и вызовом:

    Не мне расчет лабораторий,

    Нет для меня учителей.

    Парю в лазоревом просторе

    Со свистом солнечных лучей!

    Именно Северянин ввел слово «футуризм» в поэтический обиход Серебряного века. Но, добавив к нему «эго», поэт решительно отмежевался от других футуристов. Их эстетика казалась Северянину социально опасной, агрессивной и антипоэтической. Принцип эгофутуризма – «что ни слово, то сюрприз» - сочетался у Северянина с позицией лирического героя, любующегося собственными поэтическими изысками. Словарь Северянина («грезы», «будуар», «паж», «муар», «эксцесс») производил впечатление далекой, изящной страны, где нет повседневных забот. В этой стране прекрасные дамы скучающе поджидают своих обожателей под сенью экзотических деревьев.

    В 1913 году вышла лучшая книга И. Северянина – «Громокипящий кубок». За два года она переиздавалась семь раз. А. Блок, первоначально резко отозвавшийся о поэзии «златолирного певца», отметил в своем дневнике: «Это настоящий, свежий, детский талант».
    Слава Северянина достигла пика в 1914 году. Он выступал на поэтических вечерах, собиравшие полные залы. Манера декламации этого поэта (он «пел» свои стихи) завораживала и восхищала слушателей. Музыкальность названий стихов Северянина («Соната», «Симфония», «Серенада») подчеркивала важность именно звучаний его стихотворений. Звуки сплетались в неожиданные ассонансы:

    Вдруг золотеет паутина, как символ ленных

    пленов солнца,

    И я, сравнив себя со всеми, клуб дам

    не потому ль?

    Вслед за «Горомокипящим кубком» вышли такие сборники Северянина, как «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915), «Тост безответный» (1916). Все они варьировали мотивы главной книги стихов поэта.

    В стихах Северянина открывался особый мир грез – страна «Миррелия». Она была названа в честь «певицы страсти» Мирры Лохвицкой, поэзию которой Северянин считал главным своим источником. В Миррелии царствовали любовь и красота, а предметом поклонения там всегда была женщина. И неважно, являлась ли она деревенской простушкой или прекрасной принцессой. Читатель с удовольствием шел в этот волшебный мир Северянина, далекий от грохота реальных катастроф:

    Быть может и любит, да только не скажет…

    Да только не скажет и чувств не покажет.

    А раз не покажет – так что в этом толку.

    Надеждой терзает, надеждой тревожит…

    А может быть вовсе не любит? Быть может!

    С 1919 года Северянин постоянно живет в Эстонии. Главные темы его поэзии – чувственная любовь и слава – отступают перед ностальгическими воспоминаниями и острым чувством покинутой, но не утраченной родины:

    Моя безбожная Россия,

    Священная моя страна!

    Ее лавины снеговые,

    Ее цыгане кочевые, -

    Ах, им ли радость не дана?

    Лучшая книга позднего Северянина, по моему мнению, - это «Классические розы». В ней поэт переходит на иной язык: классически ясный, подчеркнуто простой и естественный. В это время Северянин много выступает в концертных залах Литвы, Латвии, Финляндии, Польши, Германии, Болгарии, Франции. Теперь его задача – вспомнить мельчайшие подробности прошлой жизни, эпохи своей молодости, которая осталась позади:

    Много видел я стран и не хуже ее –

    Вся земля мною нежно любима.

    Но с Россией сравнить?.. С нею – сердце мое,

    И она для меня несравнима!

    «Слава солнца», 1925.

    В 1925 году Северянин создает «роман в строфах», ориентируясь на «Евгения Онегина» Пушкина. Это произведение, по замыслу поэта, должно было стать «энциклопедией» предвоенной поры. Но замыслу мешал «лиризм» Северянина. Этот поэт всегда был лириком, тонко чувствующим «нюансы жизни»:

    Но дни идут – уже стихают грозы.

    Вернуться в дом Россия ищет троп…

    Как хороши, как свежи будут розы,

    Моей страною брошенные в гроб!

К-во Просмотров: 2594
Найти или скачать Поэзия И. Северянина