Сочинение Политические идеалы молодого Пушкина

    Политическое мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В лицее из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой человек, независимо от социального происхождения, должен быть свободным. И главный порок, который увидел молодой поэт,— это ничем не ограниченная власть монарха, самодержавие.

    Самовластительный злодей!
    Тебя, твой трон я ненавижу.
     Твою погибель, смерть детей
     С жестокой радостию вижу,—

    восклицает молодой, горячий поэт в оде с символическим названием “Вольность”. В этом произведении можно видеть идеи просветителей.XVIII века. Самодержавие должно быть ограничено законом, тогда не будет произвола властьимущих, “барства дикого”, “покорствующих бичам” рабов. Поэтому так торжественно звучит главная мысль произведения:

    Владыки! Вам венец и трон
    Дает Закон,— а не природа;
     Стоите выше вы народа.
     Но вечный выше вас Закон:

    Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, развиваться обществу. Рабство- - это позор! Человек рожден свободным, и никто не имеет права посягать на его духовную независимость. Россия —великая страна, и народ ее должен быть свободен. Но о какой свободе и величии можно говорить, когда “младые сыновья” растут для того, чтобы пополнить “дворовые толпы измученных рабов”, чтобы до гроба влачить “тягостный ярем”. Именно об этом идет речь в стихотворении “Деревня”:

    Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
    Здесь рабство тощее влачится но браздам.
     Неумолимого Владельца.

    Кто же он, “неумолимый Владелиц”, “присвоивший насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”? Монарх, ставший выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значения. Деспотизм и тирания губят все:

    Свободный Рим возрос,
     А "рабством погублен.

    Пушкин никогда не выступал против “короны”, он всегда считал, что страной должен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такой монарх должен отменить рабство, и тогда сам народ будет его защитником, хранителем трона и империи:

    Склонитесь первые главой
    Под сень надежную закона,
     И станут вечной стрижей трона
     Народов вольность и покой.

    На этих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из которых были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по лицею. Поэтому их идеи были близки и Пушкину. Недаром после восстания на Сенатской площади при обыске у многих из них были найдены рукописные копии вольнолюбивых стихов прославленного поэта. Многие из его стихов этого периода воспринимались современниками как призыв к действию. Например, хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пушкина П. Я. Чаадаеву:

    Товарищ, верь, взойдет она,
    Звезда пленительного счастья.
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!

    После восстания 1825 года поэт не отрекся от своих принципов. Его взгляды становятся более жесткими и критичными. В 1827 году он пишет стихотворение “Орион”, которое является аллегорическим рассказом о событиях на Сенатской площади:

     Я гимны прежние ною,
    И ризу влажную мою
    Сушу на солнце под скалою.

    Образцом политической лирики Пушкина является и стихотворение “Анчар”. Это стихотворение также является аллегорией. Образ анчара — древа яда — Пушкин использовал для обличения политики Николая I:

    К нему и птица не летит,
     И тигр нейдет —лишь вихрь черный
    ' На древо смерти набежит
     И мчится прочь, уже тлетворный.

    Своей вольнолюбивой лирикой Пушкин дал ответ на вопрос, каким же должен быть монарх, властитель России? Самодержец должен сочетать свою власть с законом, защищать права человека, олицетворять собой идеал справедливости, силы и величия. А именно о такой России мечтал поэт.

К-во Просмотров: 1054
Найти или скачать Политические идеалы молодого Пушкина