Сочинение Представители «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия Грибоедова «Горе от ума» была создана в 1822 – 1824 годах. Она отразила современное автору положение в обществе. Через бытовой сюжет Грибоедов показал не только морально-нравственное состояние русского дворянства - он нарисовал портрет общественно-политической жизни страны.
Одной из ведущих тем произведения является обличие пороков консервативного дворянства. В пьесе такое дворянство представляет Павел Афанасьевич Фамусов и его окружение – так называемые «отцы». Грибоедов показывает, что это фамусовское общество порочно и обречено на вымирание. Его основы, законы и принципы построены на лжи, лицемерии, невежестве, власти денег.
Действие комедии происходит в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова. Он вдовец, один воспитывает уже взрослую дочь – Софью. Но его воспитание не увенчалось успехом: Софья все ночи напролет проводит в свиданиях с Молчалиным, скрывая это от отца.
Почти сразу мы узнаем, что Фамусов резко отрицательно относится к образованию и книгам: «Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи прок-от не велик…» Встретив свою дочь, Павел Афанасьевич продолжает эту тему. Во всех «несчастьях» (просвещении молодежи, модных веяниях) этот герой обвиняет «вечных французов»: «Губители карманов и сердец!»
В первых же сценах проявляется и еще одно качество Фамусова – лицемерие и ханжество. Мы видим, что еще минуту назад Фамусов заигрывал с молодой горничной его дочери, а теперь он назидательно говорит Софье:
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
……………………………….
Монашеским известен поведеньем!..
В фамусовском обществе процветает «кумовство». Сам Фамусов придерживается принципа – «ну как не порадеть родному человечку!» Высокие посты занимают люди не достойные, а знакомые. Кроме того, дворян не очень волнуют результаты их труда. Павел Афанасьевич старается поскорее сбыть свои дела с рук («подписано, и с плеч долой») или передать их Молчалину, который тоже найдет лазейку, чтобы не перетруждаться.
Достойным «учеником» Фамусова является его секретарь - Молчалин. Безродный юноша из провинции приехал служить в дом Фамусова секретарём. Дельный и способный, он быстро понял, что, чтобы получить почести и богатства, нужно: «Угождать всем людям без изъятья». Молчалин лебезит перед Хлёстовой, заигрывая даже с её собачкой; он безмолвно выслушивает поучения Фамусова. И вот уже Павел Афанасьевич видит в Молчалине «делового».
Прекрасно характеризует Молчалина его речь, краткая, деловая, осмотрительная. Заискивая, он постоянно употребляет в конце слова «с» (сокращенное «сударь»). Молчалин считает своим долгом угождать начальнику и его домочадцам. Недаром Грибоедов вводит в комедию сцену в спальне Софьи - Молчалин готов на все «в угодность дочери такого человека». Но он трус и не заходит далеко, понимая, что жениться на дочери хозяина не стоит, это не принесет ему большой выгоды. А может, наоборот, даже притормозить продвижение по служебной лестнице.
Молчалину на всю жизнь придется остаться в Москве и мечтать наследовать должность Фамусова. В российской системе управления провинциалы без роду и племени почти не имели шансов занять высокие государственные посты. Но подхалим хочет большего! Он поддерживает связи с Татьяной Юрьевной, принятой в Петербурге, и удивлен, как это Чацкий может её не знать. Ему и в голову не приходит, что кто-то на этом свете не подчиняет каждый свой поступок собственной выгоде.
Из порока чинопочитания вытекает другой «грех» фамусовского общества – циничный карьеризм. Это особо заметно не только в образе Молчалина, но и в полковнике Скалозубе. Этот герой – воплощение глупости и ограниченности. Как говорит Софья, он «слова умного не выговорил сроду».
Этот офицер может думать только о форме, строе и осанке. По его мнению, слава полка не в его боевых действиях, а в том, что «всё так прилажено, и тальи все так узки». Одной остроумной репликой Чацкого Грибоедов создаёт портрет Скалозуба:
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки.
Этот «доблестный вояка» думает лишь о собственном продвижении по службе, неважно, каким путем. «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы» - говорит он Фамусову.
Скалозуба не волнует, что на поле боя гибнут его товарищи. Главное, чтобы это помогло ему добыть еще несколько звездочек в петлицу:
Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Фамусов хочет выдать Софью замуж за Скалозуба. Привлекательность этого человека для Павла Афанасьевича состоит в том, что он «золотой мешок». В образе Скалозуба выведен «идеальный» московский жених – грубоватый, богатый, довольный собой.
Интересно, что в фамусовском обществе верховодят женщины. Мужчины же превращаются в «мальчиков-мужей», находящихся под каблуком у своих жен. Отцы ищут своим дочерям не только знатного или богатого мужа, но еще и покорного. Молодые же люди выбирают себе жену по богатству, навсегда забыв о своем сердце. Вспомним, хотя бы, Молчалина или Скалозуба.
Незавидна в таком обществе участь Софьи – семнадцатилетней дочери Фамусова. Эта барышня воображает себя сентиментальной героиней «чувствительного» романа, потому отвергает и чересчур язвительного Чацкого, и московского полковника Скалозуба. Несмотря на это, в Софье Павловне есть много симпатичного, в ней все задатки недюжинной натуры: живой ум, смелость и страстность. Но она загублена духотой отцовского дома. Ее идеалы ошибочны, но где взяться другим идеалам в фамусовском обществе? Софье, конечно, тяжело, тяжелее даже, чем Чацкому, ей достается свой «мильон терзаний».
В пьесе много и второстепенных персонажей, раскрывающее перед нами «истинное лицо» отцов. В сцене бала в доме Фамусова мы встречаем типичную московскую семью, в голове у которой одна цель – выдать дочерей замуж. Это князья Тугоуховские с шестью дочерьми, которые ездят на балы, чтобы присмотреть там выгодного жениха.
Какие же мужья ценятся в фамусовском обществе? Ответ на это – Платон Михайлович Горич. Это «слуга-муж», «муж-мальчик». Он полностью находится под каблуком своей жены, исполняет ее малейшие прихоти. О себе, своей жизни и интересах Платон Михайлович забыл в угоду своей жене.
Таким образом, в своей комедии Грибоедов детально «разобрал» фамусовское общество, обнажив все его пороки. «Горе от ума» стало основой, толчком для последующих писателей. Так, например, А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» продолжил критику светского общества в духе грибоедовской комедии. Эта линию подхватили Н.В. Гоголь в «Ревизоре» и А.Н. Островский в своих комедиях.