Сочинение Прекрасная Дама в лирике А. А. Блока
Первый поэтический сборник Блока, принесший ему славу, - «Стихи о Прекрасной Даме. Композиционно он был построен как роман с присущими ему завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой. Герой этого романа – поэт и его возлюбленная, отношение между которыми определяются преклонением рыцаря перед своей дамой сердца. Все стихотворения цикла были связаны единством смысла. Зачастую в одном мы слышим голос лирического героя, а в другом – героиня ему отвечает. Действие разворачивалось на фоне пейзажей русской природы средней полосы.
Начинается цикл «вступлением», которого пронизано настроением ожидания, предчувствием трудного пути:
«Отдых напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота».
Кто Она, та, которая «дольнему стуку чужда и строга», рассыпающая «кругом жемчуга»? Пока поэт не дает ответа, но символично, что к Ней стремиться сама жизнь. Не случайно ключевым эпитетом стихотворения становиться определение «красный» и основные образы связаны с мотивом зари:
«Терем высок, а заря замерзла.
Красная тайна у входа легка».
«Кто поджигал на зоре терема,
Что воздвигала Царевна Сама?
Каждый конек на узорной резьбе
Красное пламя бросает к тебе.
Купол стремиться в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись».
Ощущение того, что рождается что-то новое, чистое, усиливают образы колокольного звона, весны:
«Все колокольные звоны гудят.
Залит весной беззакатный наряд».
Блок переводил в символический план все богатство переживаемых им чувств к Любови Дмитриевне Менделеевой. Мотив встречи лирического героя и Прекрасной Дамы необычайно сложен и противоречив. Он выражается в страшном ожидании этой встречи и боязни разрушить идеал, огрубить мечту при прикосновении к ней. Замечательным в этом отношении является стихотворении «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», которое предваряется эпиграфом: «И тяжкий сон житейского сознанья / Ты отряхнешь, тоскуя и любя» (В. Соловьев.)
В стихотворении описаны чувства лирического героя – молодого человека, романтика, который верит в существование идеального мира. Лирический герой Блока необычайно искренен. Его сердце пронизано настроением ожидания, сомнения в реальности идеала и в то же время верой в возможность полноты любви и счастья, в обновлении мира, стремлением к этому, желанием «отряхнуть» «тяжкий сон житейского сознанья». Лирический герой чувствует конфликт между ожиданием идеала и страхом его разрушить в реальном мире. Это извечный для романтиков конфликт идеала и действительности.
В стихотворении ярко выражена динамика чувств, переживаемых лирическим героем. Сначала показано рождение предчувствия появления Прекрасной Дамы, это предчувствие постепенно усиливается. Лирический герой уже уверен в приближении Прекрасной Дамы:
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя».
«Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя».
В третьей строфе появляется чувство страха, которое с этого момента растет:
«Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты»
И в пятой строфе трагизм достигает своей высшей точки:
«О, как паду – и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты»!
В финале тональность меняется:
«Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты».
Здесь соединяются чувство ожидания, веры в приближение Идеала и страх разрушения его при столкновении с реальностью. Таким образом, композиция стихотворения основана на антитезе ожидания Идеала и страха перед его изменением, преображением в действительности.
Стихотворение «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» рождает чувство трепета перед нестерпимой силой влечения лирического героя к своему идеалу, жаждой достичь его и трагической невозможностью осуществления мечты. Так звучит и поэтический итог, идея цикла «Стихов о прекрасной Даме» в целом. Мотив обмана, ошибки или сомнения станет сопровождающей мелодией всего творчества Блока:
«На белом холодном снегу
Он сердце свое убил.
А думал, что с ней в лугу
Средь белых лилий ходил».