Сочинение Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы
Какая удачная тема для выпускного сочинения! Для каждого из нас, заканчивающих школу, настала пора выбора и темы сочинения, и будущей профессии, и жизненных приоритетов. И каждому хочется, чтобы этот выбор был истинным, настоящим, верным. Но что такое “истина”? В математике, например, есть такое понятие, как истинное решение задачи. Когда же речь идет о литературном произведении, под поиском истины, я уверен, надо понимать поиск смысла жизни, предназначения человека на земле, места личности в обществе, ее роли в судьбах и конкретных людей, и страны в целом. Этим поиском истины пронизана вся русская литература девятнадцатого века. Мучительно ищет смысл своей жизни Григорий Александрович Печорин, отправляются на поиск “счастливого”, то есть обретшего истину, человека некрасовские мужики-правдоискатели, в душевном смятении размышляют об истине герои пьес А. П. Чехова “Дядя Ваня” и “Вишневый сад”. И здесь я делаю второй, после выбора темы, сознательный шаг: я избираю предметом анализа поиска истины роман-эпопею Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Почему?
С одной стороны, сам писатель ищет истину всю жизнь, до последних дней. Мы знаем, как сурово оценивал Лев Николаевич каждый прожитый год, как беспощадно выявлял собственные промахи, пороки и как преодолевал их впоследствии. С другой стороны, герои Толстого — молодые люди, искренне желающие познать себя и окружающий их мир, обрести смысл своей жизни. Писатель, верный избранному приему создания образов, который он назвал “диалектикой души”, не идеализирует ни Пьера Безухова, ни Андрея Болконского, ни Наташу Ростову, показывая, как в них перемешано и хорошее, и плохое, как трудно им найти истину, как тяжело они переживают неудачи и упорно стремятся к благородной цели быть полезным, нужным, востребованным членом общества. Тем более они интересны для нас, молодых.
Впервые с Пьером Безуховым мы встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер, куда он пришел, вернувшись в Россию из Франции, пережившей революцию, на знаменах которой были начертаны лозунги свободы, равенства и братства. Пьер верит в то, что каждый человек приходит в этот мир для того, чтобы изменить его к лучшему, чтобы облегчить участь тех, кому трудно, тяжко. Он видит все преимущества свободной Франции перед закрепощенной Россией, и ему кажется, что достаточно будет доходчиво, ярко, убежденно сказать о достоинствах демократии, чтобы все согласились с необходимостью подобного устройства жизни в родной стране. Человеком, который смог легко повлиять на ход истории, Пьер считает Наполеона: “Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело”. Он решительно не согласен с теми, кто видел в революции лишь “грабежи, убийства и цареубийства”: “Это были крайности, разумеется, но не в них все значение, а значение в правах человека, в эмансипации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе”.
Каково же было недоумение Пьера, когда он обнаружил, что слушают его кто равнодушно, кто сиронией, а кто и с явным пренебрежением. Пьеру пришлось убедиться в том, что с помощью самых верных слов нельзя изменить мир к лучшему. Первая попытка в поиске истины закончилась неудачей.
Читая роман, я подметил любопытную особенность: всякий раз, когда поиск истины приносит отрицательный результат, Пьер начинает совершать какие-то странные, необдуманные поступки. Разочарование от беседы в салоне Шерер выливается затем в пьянство, дебош, нелепую дуэль с Долохо-вым. Наверное, так и бывает в реальной жизни: неудача вызывает стресс, срыв. Но важно, чтобы у человека не опустились руки, чтобы он нашел в себе силы продолжить поиск истины, что мы и находим в последующих событиях романа.
Вторую попытку Пьер делает, став обладателем огромного состояния. Он приказывает управляющим и старостам перевести крепостных с барщины на оброк, устроить в селах школы, больницы, то есть коренным образом улучшить жизнь принадлежавших ему крестьян: “Он чувствовал себя центром какого-то важного общего движения; чувствовал, что от него что-то постоянно ожидается...”. Но когда “более всех других в это первое время как делами Пьера, так и им самим овладел князь Василий”, “Пьер еще больше, чем в Москве, испытывал чувство отуманенности, торопливости и все наступающего, но не совершающегося какого-то блага”. Постепенно обнаруживается, что его обманывают и князь Василий, и управляющие со старостами, не только не облегчившие участь крепостных, но и усилившие их эксплуатацию под предлогом исполнения приказов барина.
Пьеру пришлось убедиться, что и воля (желание, приказ, повеление) отдельного человека, даже`высказанная во имя блага людей, не меняет их жизнь к лучшему. Разочарование выливается в нелепую, ненужную самому Пьеру женитьбу на Элен. Граф Безухов делает еще несколько болезненных попыток обрести истину. Я вижу одну из них в истории с масонами. В масонской ложе Пьеру виделся образец будущего устройства России, основанного на идеях свободы, равенства и братства. Но оказалось, что масоны ничего общего с этими идеями не имеют, а Иосифа Алексеевича больше интересует кошелек Пьера, нежели его поиск и обретение истины.
В другой раз Пьер решил изменить ход истории личным поступком, задумав убить Наполеона, вошедшего в Москву. Неудача ставит Безухова на грань жизни и смерти: он подумывает о самоубийстве, но находит в себе силы преодолеть это страшное искушение. Источником этой силы, по моему убеждению, стало Бородинское сражение, за ходом которого следил Пьер. Он увидел, как простые солдаты, жертвуя собой, совершали общее дело защиты своей родины. По замыслу Толстого, здесь впервые открывается Пьеру путь к истине. Знакомство и беседы с Платоном Каратаевым в плену окончательно оформляют новый взгляд Пьера на смысл жизни. Как я это понимаю, он состоит в том, чтобы отказаться от эгоистического желания вершить судьбами людей, жертвуя собой, стать частью целого, одним из тех, кто занят общим делом переустройства жизни во благо всех людей.
В финале романа мы видим Пьера Безухова членом тайного общества, человеком, уверенным в том, что он обрел истину, нашел истинный смысл жизни: “Мы только для того, чтобы завтра Пугачев не пришел зарезать и моих и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военные поселения, — мы только для этого беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности”. Здесь уже нет того Пьера, который некогда входил в салон Анны Павловны Шерер, здесь перед нами мудрый гражданин, осознавший свое предначертание, заключенное в достижении “общего блага”. А ведь это великая истина, впервые явленная миру еще Иисусом Христом в его учении о царствии небесном! Но как же труден путь к ней для простого смертного!
Своим путем поиска истины идет и Андрей Болконский. Здесь мы найдем и попытку изменить мир с помощью слова-идеи (участие в работе комиссии Сперанского), и личный пример (бой под Аустерлицем), и использование образца (хозяйственная деятельность в имении). К Бородинскому сражению князь Андрей обрел ту истину, к которой позже пришел Пьер: он стал частью целого, “нашим князем” для солдат, то есть человеком “общего блага”. А к умирающему князю Андрею приходит и высшая истина, которая, по замыслу Толстого, обеспечивает человеку бессмертие. Она заключается в том, чтобы простить своим недругам нанесенные ими обиды и раствориться в космосе, стать частичкой Творца. Андрей Болконский примиряется с Анатолем Курагиным, возвращает свою любовь Наташе и умирает в полной гармонии с собой и миром.
Я могу в чем-то не согласиться с Л. Н. Толстым, с его пониманием поиска истины и ролью личности в обществе. Но в одном мудрый гений русской литературы убедил меня: основой поиска истины должны быть гуманность и нравственность, а сам поиск продолжается столько, сколько отведено человеку жить в этом мире. Мы начинаем свой поиск истины, и да будет его итог таким, чтобы не было нам стыдно за прожитую жизнь!