Сочинение Проблематика одного из произведений А.И. Солженицына (по повести «Один день Ивана Денисовича»)

    Александр Исаевич Солженицын известен, прежде всего, как автор произведения «Архипелаг ГУЛАГ» - трагического повествования о жизни заключенных в лагерях ГУЛАГа. Но не менее значимы другие его рассказы и повести: «Матренин двор», «Раковый корпус», «В круге первом». Теме жизни заключенных посвящена повесть «Один день Ивана Денисовича», которая была написана в 1959 году и опубликована в 1963.
    По названию нетрудно догадаться, что речь в повести пойдет об одном, совершенно рядовом, дне из жизни главного героя - Ивана Денисовича Шухова. Прообразом этого героя послужил солдат Шухов, воевавший с автором в Великую Отечественную войну, однако никогда не сидевший. Лагерный опыт самого Солженицына и других узников послужил материалом для создания образа Ивана Денисовича. Действие рассказа происходит зимой 1951 года в одном из сибирских каторжных лагерей.
    В повести поднимается множество проблем, главные их которых – как сохранить человечность и доброту в человеке, которого предала его родная страна; чем для заключенного является труд в жутких условиях за миску баланды; как меняются люди, оказавшись волей судьбы в подобных лагерях.
    Автор очень реалистично описывает бытовую и трудовую жизнь лагеря. Писатель подчеркивает, что похожие события на самом деле происходили во многих каторжных местах Советского Союза. Нечеловеческие условия жизни, нехватка элементарных вещей – тепла, еды, одежды, крыши над головой, просто человеческого отношения – вот реальность существования для миллионов ни в чем неповинных людей. Страшно, что многие заключенные попали в лагерь не за убийство или надругательство над другими, а, например, за веру (Алешка-баптист), за помощь бендеровцам (Гопчик), за то, что попали в немецкий плен и вернулись на родину живыми (Стенька Клевшин, Шухов). Страшно, что многие заключенные – это «цвет нации»: образованные и интеллигентные люди, которые порой занимали высокие должности и в прошлом жили в достатке. А теперь они вынуждены существовать в нечеловеческих условиях, отбывая свои сроки – у кого два года, а у кого и все двадцать пять.
    Биография главного героя как бы «вплетена» в повествование. Мы узнаем, что Шухову сорок лет. 23 июня 1941 года, через два дня после начала войны, он ушел на фронт из деревни Темгенево, оставив жену и двух дочерей. Официально считается, что он сел за измену Родине – сдался в плен, а вернулся потому, что выполнял задание немецкой разведки. На следствии Шухов сам подписался под этой «чушью», потому что «не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – поживешь еще малость». На самом же деле он попал в окружение, есть было нечего, стрелять нечем. Постепенно немцы начали по одному ловить солдат в лесу и брать в плен. Шухову с пятью товарищами удалось сбежать из окружения, только двоим удалось добраться до своих. Однако беглецам не поверили и сдали властям, посчитав, что солдаты вернулись из плена, а не из окружения. За свои «преступления» Иван Денисович уже отсидел восемь лет (семь на Севере, в Усть-Ижме), теперь сидит девятый, и срок его заключения подходит к концу.
    За эти восемь лет Шухов приспособился к лагерной жизни, понял ее главные законы. Но в любых условиях первейшее для него – оставаться человеком, не суетиться, сохранять достоинство, знать свое место. Шухов старается не быть «шакалом», но и заботиться о себе: растянуть пайку, чтобы не чувствовать голода, успеть валенки просушить, нужный инструмент «заначить», рассчитать, как работать (в полную силу или нет), прикинуть, как разговаривать с начальством, кому не попадаться на глаза. И это даже не лагерная мудрость, а мудрость русской жизни, русского крестьянина.
    Кроме Шухова, в произведении представлено множество ярких характеров. Например, кавторанг Буйновский – репрессированный морской капитан второго ранга. Цезарь – столичный интеллигент, который когда-то снимал киноленты. Баптист Алеша – выразитель мыслей и образа жизни религиозной России. Шестнадцатилетний Гопчик, который приносил молоко бендеровцам, за что и получил такой же срок, как взрослые люди. Мы видим, что советская власть не щадила никого, независимо от возраста и социального положения. На фоне репрессированных выделяется фигура начальника Волкова, который контролирует жизнь заключенных и как бы символизирует беспощадность социалистического режима.
    Поражает отношение заключенных к труду. Казалось бы, с этими людьми жизнь и власть поступила жестоко, даже бесчеловечно. Конечно, заключенным приходилось работать под контролем бригадиров, но, кроме необходимости, у них проявлялась любовь к труду, нередко зажигался азарт и энтузиазм. Так, бригады соревновались между собой, особенно зимой, чтобы не замерзнуть и «сократить» время от ночлега до ночлега. Солженицын показывает, что система коллективного и принудительного труда не до конца уничтожила в людях радость от физической работы, радость творчества, радость жизни.
    Итак, каков же он, один день Ивана Денисовича? Вечер Шухов коротал в хорошем настроении: «в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый».
    Так прошли дни у тысяч заключенных в многочисленных каторжных лагерях, разбросанных по всему огромному Советскому Союзу.

К-во Просмотров: 1892
Найти или скачать Проблематика одного из произведений А.И. Солженицына (по повести «Один день Ивана Денисовича»)