Сочинение Публий Вергилий Марон (70—19 до н. э.)
В истории римской литературы выделяется период в высшей степени плодотворный, который называют золотым веком. Он падает на конец I в. до н. э. и начало I в. н. э., в основном совпадая со временем правления императора Августа (30 до н. э. — 14 н. э.). Октавиан, победивший Антония, положил конец гражданским войнам в Риме, за что и получил титул Августа (что означает «величественный», «божественный»). Он считался первым гражданином, прин-цепсом, но фактически являлся уже императором, его режим, принципат Августа, означал переход от республики к империи. Август был опытным, осторожным и ловким политиком, который стремился консолидировать, укрепить римское общество, предотвратить кризисные явления и особенно нравственное разложение. Он придавал большое значение религии, боролся с «распущенностью», пытался восстановить «обычаи предков», героический дух старого Рима.
Август стремился поставить литературу на службу государственной политике, активно поддерживал писателей, укреплявших его идеологию. Друг Августа Меценат богач, эпикуреец по своим философским воззрениям, собирал у себя в доме кружок прозаиков и поэтов, оказывал им материальную помощь, но при этом откровенно старался направить их деятельность в русло, угодное императору. Имя Мецената как покровителя искусств стало с тех пор нарицательным.
Особого расцвета достигает в это время поэзия. Ее высшим достижением стало творчество Вергилия, величайшего римского поэта, создателя героико-мифологической поэмы «Энеида»; Горация, поэта-лирика, автора эподов и величественных од, среди которых выделяется ода «Я воздвиг памятник», оказавшая влияние на Державина и Пушкина; Овидия, «певца любви», автора «Метаморфоз»; Тибулла и Проперция, мастеров элегии. В это же время творил и Тит Ливии, крупнейший историк, прославлявший героическое прошлое Рима. Следует признать, что этим писателям приходилось и приспосабливаться к режиму, и льстить Августу. Но главными моментами их творчества остаются правдивое, жизнеутверждающее содержание и высокое художественное мастерство.
Величайший римский поэт Вергилий родился в семье зажиточного землевладельца неподалеку от Мантуи. В пятнадцать лет он переехал в Рим, где учился в школе вместе с племянником Цезаря — Октавианом, будущим императором Августом. Хотя Октавиан был на шесть лет моложе Вергилия, они были знакомы, что позднее сыграло немалую роль в судьбе поэта, который, таким образом, получил доступ в высшие круги римского общества. Но Вергилия не влекла светская жизнь, он много занимался самообразованием, изучал философию, особенно эпикурейскую, любил уединение, большую часть времени проводил в поместье под Неаполем. «Средь бурь гражданских и тревоги», в обстановке острой политической борьбы в Италии, Вергилий погружался в мир поэзии. Он входил в кружок литераторов, возглавляемый другом Августа Меценатом. Когда поместье отца было конфисковано в пользу Октавиана, Вергилий обратился за содействием к своему школьному другу, и тот поместье вернул. С тех пор Вергилий испытывал чувство безграничной благодарности к покровителю.
Его первое сочинение — книга эклог «Буколики», воспроизводящая жанр пастушеских идиллий греческого поэта эпохи эллинизма Фе-окрита, воссоздавала идеализированную мирную и счастливую жизнь селян. Книга понравилась Октавиану, желавшему содействовать возрождению италийского крестьянства, страдавшего от войны. В IV эклоге, как считается, Вергилий предсказал рождение некоего младенца, который принесет мир на землю, иными словами, речь' идет о явлении в мир Иисуса Христа. Позднее, в средние века, Вергилия объявили первым христианским поэтом. В дальнейшем, по совету Мецената, Вергилий написал книгу «Ге-оргики», земледельческую поэму дидактического характера, в которой, выразив свою любовь к земле, в яркой, художественной форме воспроизвел различные виды крестьянского труда, такие, как земледелие, виноградарство, пчеловодство, скотоводство. Эта книга принесла Вергилию успех, славу и милости Октавиана.
В дальнейшем почти десять лет жизни Вергилий отдает написанию «Энеиды», которую замыслил как национальную исторйко-мифологи-ческую поэму. Август, будучи заинтересованным в создании национальной эпопеи, следил за работой Вергилия, поддерживал поэта, силы которого подтачивала и в конце концов рано свела в могилу тяжелая болезнь — туберкулез. Вергилий намеревался возвеличить Рим, Римское государство, Октавиана Августа, а его поэма должна была стать для римлян примерно тем же, чем «Илиада» и «Одиссея» Гомера стали для эллинов. Начальные строки поэмы: «Я пою брань мужа, который... был много кидаем по земле и по морю... и многое претерпел на войне» — указывают на основную проблематику произведения. Гомер был для Вергилия образцом: первые шесть песен, повествующие о странствиях главного героя Энея, напоминали «Одиссею»; вторые шесть песен, рассказывающие о его участии в войнах на территории Италии, у стен Рима, — «Илиаду». Перекличка с Гомером заметна во многих эпизодах «Энеиды». Поэма Вергилия была глубоко тенденциозна: она воспевала римскую старину в духе идеологии Августа, а Эней — троянец, ставший основателем Римской державы, благочестивый и мужественный, выполнявший волю богов, — служил наглядным подтверждением главного политического тезиса: римляне должны быть владыками на Востоке и на Западе.
Но Вергилий не был слепым апологетом Августа. Он показывал, как преданность Энея, его следование долгу, подчинение себя интересам государства калечили жизни других людей.
Приносятся в жертву их чувства, как это происходит с Дидоной, фигурой глубоко трагической. «Энеида» отмечена высокими художественными достоинствами: она ясна по композиции, каждая песня — яркий эпизод, исполненный драматизма; героем руководит божественный промысел; большую роль играют оракулы, знамения, вещие сны; стиль поэмы — взволнованный, патетический; поэт любит ситуации мелодраматические, не могущие оставить читателя равнодушным (таковы гибель Лаокоона и его сыновей; любовь Дидоны; подвиги Ниса и Эври-ала; мужество амазонки Камиялы). Блистательный стиль Вергилия, его стих, изящный, порой афористический, сделал поэму одним из высших образцов римской поэзии. В римской школе по нему учились латинскому языку, вместе с тем, сравнивая поэмы Гомера и «Энеиду», замечаешь известную нарочитость, «заданность», отличающую манеру римского поэта. Вергилий был очень популярен в средние века, в то время как многие другие античные авторы, «нехристианские», находились под запретом. Данте избрал Вергилия, своего любимого поэта, проводником по загробному миру. В России большим поклонником Вергилия был В. Я. Брюсов, отдавший почти 20 лет переводу «Энеиды». Последний перевод «Энеиды» выполнен С. А. Ошеровым.