Сочинение Пути греха Катерины Кабановой и Катерины Измайловой.
О русском купечестве говорили многие писатели конца XIX века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящены пьеса “Гроза” А. Н. Островского и очерк “Леди Макбет Мценского уезда” Н. С. Лескова. Эти произведения имеют известное сюжетное сходство: у обеих героинь желание любить вызвано скукой и неудовлетворенностью жизнью, в результате — конфликт с окружающим миром, вплоть до преступления, развязка — смерть в речной пучине. Даже имена героинь одинаковы — обеих зовут Катеринами.
Героинь обоих произведений жизнь толкает на неправедный путь — путь греха: Катерину Кабанову — на грех прелюбодеяния и самоубийства, Катерину Измайлову — также на грех прелюбодеяния и грех многократного убийства. Характерна для того времени причина, толкнувшая женщин на грех прелюбодеяния: “скука русская, скука купеческого дома, от которой весело... удавиться”. Обе они вышли замуж не по любви, да и муж неласков, еще больше усугубляет ситуацию бездетность. Обе они воспитывались на свободе, сформировавшей в них пылкость характера. Однако их чувства и мировосприятие различны. О многом говорит уже сам выбор: Катерина Кабанова влюбляется в Бориса потому, что он не похож на окружающих ее людей, а Измайлова выбирает Сергея лишь из-за его красивой внешности. Первая любит одухотворенной любовью, вторая, напротив, испытывает скорее физическое влечение, которое перерастает во всепоглощающую страсть. Катерина Измайлова уже не слышит предупреждений Аксиньи о непостоянстве “подлеца”, не замечает сухости, с которой разговаривает с ней Сергей. “Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест”. Чувства героинь различны, но они достигают такой силы, что “с ним и каторжный путь цветет счастьем”, “вот я теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо”.
Сильные чувства толкают их на грех, но героини неосознанно ищут оправдания своим поступкам. Для Кабановой, по-моему, это момент, когда Тихон отказывается взять ее с собой — будто сам толкает на измену. Катерина Измайлова перед убийством Зиновия Борисыча ждет от него повода, который разъярил бы ее, чтобы окончательно оправдать для себя убийство мужа.
Катерина Островского, несмотря на импульсивность, не способна на убийство, у нее другие моральные устои. Измайлова же совершает злодейство с поразительным хладнокровием, потому что считает свою любовь полным оправданием преступлению. В то же время Катерина Кабанова считает уже само свое чувство грехом. Противоречия между чувством и долгом перед мужем, Богом, обществом, искреннее раскаяние сводят ее с ума. Окончательно толкает к самоубийству отказ от нее Бориса, молодая женщина доходит до крайней степени отчаяния, когда ей “что домой, что в могилу — все равно”. Катерина Измайлова не испытывает мук совести, но жутка ее ревность: “затряслась и позеленела. В глазах у нес стало темно; все суставы ее заныли и расслабели”. И это состояние женщины, у которой во время убийства лишь холодели руки. Несмотря на всю тяжесть душевных и физических мук, она остается в ясном сознании, мысль о самоубийстве ей чужда — только месть. Когда она бросается в воду, увлекая за собой Сонетку, то, по-моему, даже не думает о том, что погибнет сама.
Итак, героини свой “путь греха” проходят по-разному. Можно сказать, что более слабая Кабанова не выдерживает кары за счастье, которая является естественной на этом пути. Несмотря на религиозность, она предпочитает уход из жизни. А Катерина Измайлова воспринимает свои страдания как проигравший игрок. Нет у нее ни малейшего следа раскаяния, она последовательна на пути греха и не сходит с него до конца. Слабые натуры колеблются в выборе жизненного пути, сильные же не сворачивают с выбранного, пусть это и путь зла. С другой стороны, “слабость” Катерины Островского можно объяснить ее жизненными принципами — во всем винить себя, не причинять горя окружающим, “сила” же героини Лескова — в ее беспринципности.