Сочинение Рецензия на стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

    Ф.И. Тютчев занимает особое место в истории русской литературы. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог – таким предстает он в стихотворениях, темы которых вечны. Особое место в творчестве и философии Тютчева занимает природа. Поэт наделяет ее жизнью, говорит о самостоятельном мудром существовании природы в этом мире. Тютчев, как никто другой, умеет созерцать природу, удивительно точно и лирично передавая ее красоту и постоянное движение. Одним из таких лирических шедевров можно назвать его стихотворение «Весенняя гроза».

    Здесь поэт с большой любовью рисует картину первой весенней грозы. Природа уже пробудилась от зимнего сна, но еще не до конца сбросила с себя оковы холода и неподвижности. Еще не было грозы, не было этого веселого буйства природы. Но вот все окончательно возрождается к жизни, и начинается майская гроза:

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний, первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Важно заметить, что вся картина весеннего буйства дана глазами лирического героя, которого, я думаю, можно приравнять и к самому автору. Грозу и гром привыкли воспринимать как что-то ужасное, гнев богов, немилость. Но Тютчев рисует решительно другую картину. Его гром грохочет, но при этом он не вызывает какого-то суеверного страха. Здесь гром подобен расшалившемуся мальчишке, вырвавшемуся наконец на волю после долгого сидения взаперти. Это происходит с помощью сравнения «как бы резвяся и играя», в котором используется одушевление.

    Весна – это символ молодости, обновления. Первая гроза освежает, омолаживает все вокруг:

    Гремят раскаты молодые,

    Вот дождик брызнул, пыль летит,

    Повисли перлы дождевые,

    И солнце нити золотит.

    Свежесть весны подчеркивает эпитет «раскаты молодые». Автор старается передать порывистость, быстроту всего происходящего с помощью глаголов «брызнул», «летит». И вот читателя захватывает стремительность дождя. Его капли автор сравнивает с «перлами», то есть уподобляет их жемчужинам. Эта метафора ярко передает очарование лирического героя весенним дождем. Каждая строка стихотворения дышит живостью, одушевленностью. Автор часто применяет такие приемы, как олицетворение («повисли перлы дождевые») и одушевление («солнце нити золотит»).

    Далее мы видим, что гром в своем веселом буйстве не одинок. Ему вторит вся природа, радуясь и воспевая пробуждение от зимнего сна:

    С горы бежит поток проворный,

    В лесу не молкнет птичий гам,

    И гам лесной и шум нагорный –

    Все вторит весело громам.

    И вновь можно увидеть одушевление: «бежит поток». Эпитет «проворный» помогает увидеть стремительность этого потока, его живость, молодую резвость.

    Очень интересно то, что автор словно не делает разделения между живой и неживой природой. Поток у него также жив и подвижен, как и радостно галдящие птицы.

    Последнее четверостишие представляет собой одну большую метафору:

    Ты скажешь: ветреная Геба,

    Кормя Зевесова орла,

    Громокипящий кубок с неба,

    Смеясь, на землю пролила.

    Пролитый с неба Гебой кубок является символом бури, буйства стихий. Очень важно отметить, что сама Геба – молодая богиня, любимица Зевса. Вот снова ярко вырисовывается картина обновления, омоложения всего сущего. Весенняя гроза, дождь умыли мир, помогли ему смыть с лица и души грязь, накопившуюся за зиму.

    Все стихотворение наполнено движением, чувством омоложения и свежести. Это помогает передать и звуковой рисунок произведения. Повтор согласных «г», «р», «м», «б» воспроизводит грохот весенней грозы, шум «проворного» потока», птичий гам.

    Я думаю, что весенняя гроза означает не только омоложение природы, но и обновление человеческой души. Весна смывает накопившиеся за зиму раздражительность, депрессию, усталость, умывая человека внутренне. После грозы всегда легче дышится как в физическом, так и в моральном смысле.

К-во Просмотров: 3806
Найти или скачать Рецензия на стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».