Сочинение «Революцией мобилизованный и призванный»...(образ поэта в лирике В. В. Маяковского)

    Многие критики периода «перестройки» обвиняют В. Маяковского в излишнем эгоцентризме, особенно ярко проявляющимся в его ранних произведениях. Об этом, на первый взгляд, свидетельствуют и заголовки стихотворений, таких как, например, «Я», «Я и Наполеон». В стихотворении «Кофта фата» он пишет:

    Я брату солнцу, нагло осклабившись...
    ...
    На глади моря мне хорошо грассировать...

    В поэме «Облако в штанах» лирический герой возвеличивает себя до звания «пророка»: «А я у вас - …предтеча…»

    И это далеко не полный список стихотворений, в которых поэт без стеснения выдвигает на первый план своё «Я». Но, если глубже проникнуть в «страну поэта», то есть в его внутренний мир и условия, в которых складывался этот мир, то можно легко обосновать его так называемый «эгоцентризм».

    Во-первых, следует сказать, что «я» лирического героя и «я» Маяковского стоят на одной ступени, так как поэт не считал нужным прикрывать своё лицо литературными масками. Поэтому его произведения можно считать своеобразными поэтическими дневниками, в которых он отражал современную ему действительность и становление своей собственной личности.

    Во-вторых, необходимо помнить, что ранний Маяковский – это выходец из цеха футуристов, которые утверждают своё творчество «центром вселенной», не признавая ни своих предшественников – классиков, ни современников, настроенных против футуризма. Под влиянием такого понимания искусства у Маяковского и появляются произведения, утверждавшие его обособленность от общей массы.

    И, наконец, в-третьих, всё его дальнейшее творчество, отделившееся от монополии футуризма, свидетельствует о переосмыслении образа «я», перешедшего постепенно в образ «мы».

    Таким образом, рассмотрев в общих чертах становление поэта, можно перейти к его образу, созданному Маяковским в лирике.

    Как уже отмечалось выше, образ раннего лирического героя – это поэт, не находящий ещё пути слияния с людьми. И хотя, обращаясь в поэме «Облако в штанах» к людям, он говорит: вы мне всего дороже и ближе, - найти понимания среди них он не может, потому он «идёт один рыдать», или предлагает скрипке жить вместе, потому что в ней находит друга:

    Знаете что, скрипка?

    Мы ужасно похожи:

    Я вот тоже

    Ору –

    А доказать ничего не умею!

    Поэт отождествляет себя с Христом, которому только и остается «осмеянному» «на каждой капле слёзовой течи» распять «себя на кресте».

    После Октябрьской революции образ поэта в лирике Маяковского трансформируется, это связано с тем, что Маяковский осознаёт тот путь, который позволил ему в дальнейшем стать гармоничной частью того «мы», к которому он стремился. Путь этот – провозглашение революции, как возможности обрести счастье в новом, гуманном обществе, свободном от угнетателей – буржуев. Во вступлении к поэме «Во весь голос» поэт так напишет о себе:

    Я,…

    революцией

    мобилизованный и призванный.

    С этого времени поэт становится активным борцом за создание социалистического будущего. Образ «пророка», сошедшего к людям с неба, как бы возвышавшегося над ними, сменяется образом поэта–рабочего, рядового революции, которому не нужны памятники из «бронзы многопудовой» или из «мраморной слизи». Он, сливаясь с пролетарской массой, стремится к единой с ней цели:

    Пускай нам

    общим памятником будет

    построенный в боях социализм.

    Поэт – это воин, разворачивающий «порядок… страниц войска» против врагов «рабочего громады класса». Его труд – это труд ассенизатора, вычищающего «шершавым языком плаката» всяческие нечистоты, оставляемые на теле «нового» общества его врагами.

    Таков образ поэта – общественного деятеля. Но есть и ещё одна сторона жизни лирического героя – это образ поэта–лирика, не чурающегося земных, человеческих чувств.

    В «Письме Татьяне Яковлевой» Маяковский напишет:

    В поцелуе рук ли, губ ли,

    В дрожи тела близких мне

    Красный цвет моих республик

    Тоже должен пламенеть...

    Эти строки воссоздают облик поэта во всей его полноте, Маяковский проводит здесь мысль о том, что даже личное и интимное не может существовать в отрыве от общественного.

    В стихотворении «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» поэт пишет о том, что им руководит при создании стихов. Ответ прост:

    Любовь

    гудит про то,

    Что опять

    в работу пущен

    Сердца

    выстывший мотор.

    И опять здесь звучит тема неотделимости личных переживаний поэта от переживаний за тех, кому нужна поддержка. Поэт, по мнению Маяковского, творит не только для «двух влюблённых». Он должен подымать, вести и влечь тех, которые «глазом ослабли»,

    Чтоб вражьи головы

    спиливать с плеч

    хвостатой сияющей саблей.

    Таким великим и гуманным человеком, посвятившим всю свою жизнь, общественную и личную, служению во имя идеала человеческих отношений, изображает Маяковский поэта.

К-во Просмотров: 1604
Найти или скачать «Революцией мобилизованный и призванный»...(образ поэта в лирике В. В. Маяковского)