Сочинение Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать»

    Поэма А.А. Блока «Двенадцать» поражает своим своеобразием, единством темы, идеи, композиции. «Еще никогда я не писал так легко», - говорил поэт по завершении произведения. Это единство создается путем использования своеобразной лексики, ритмики, синтаксиса. Но особое место в поэме занимает символика. Она служит для раскрытия темы и идеи произведения, авторской позиции.
    Действительно, в поэме «Двенадцать» Блок развивает уже используемые им ранее образы ветра, вьюги, пса, Иисуса Христа. Причем среди этих символов можно выделить три группы. Первая содержит символы «старого мира», вторая – символы «нового мира», третья отражает символику революции.
    Символы революции – это, прежде всего, «ветер», «вьюга», «метель», «пурга». Логически поэму можно разделить на две части. В первой части поэмы (до эпизода погони и последующего убийства) присутствует именно ветер: «Завивает ветер Белый снежок», «Ветер хлесткий! Не отстает и мороз!», «Гуляет ветер, порхает снег…». Во второй же части присутствует уже не ветер, а снежная вьюга, метель, пурга: «Разыгралась чтой-то вьюга, Ой, вьюга, ой, вьюга!», «И вьюга пылит им о очи…», «В переулочки глухие, Где одна пылит пурга…», «Только вьюга долгим смехом Заливается в снегах…»
    Разграничение между этими символами проводится наглядно. Поэт сознательно и планомерно нагнетает события. Он ведет линию на все большее усиление экспрессивной стороны образа, на усложнение его внутренней структуры.
    Во второй части поэмы практически господствует символическое обобщение. Здесь все укрупнено, все имеет явный условный характер. Это относится и слитному образу «двенадцати», и к возникающему вновь образу буржуя, и к образу пса. Все эти образы олицетворяют собой «старый мир». Кроме того, это относится и к венчающему поэму образу Христа:
    Позади – голодный пес,
    Впереди Иисус Христос.
    Самым спорным в поэме является, конечно же, образ Иисуса Христа. В финале произведения именно он возглавляет с красным флагом в руках победный марш красногвардейцев. Многие критики считали, что это образ Антихриста, ведь слово «Исус» в поэме написано с одной буквой «и». Силу, которая не признает религии, отвергает ее (красноармейцы), не может возглавлять символ этой самой религии.
    По мнению других литературоведов, Блок исходил из своих представлений о раннем христианстве как бунтарской силе, сокрушившей в свое время старый языческий мир. Для Блока образ Христа служил символом всеобщего обновления жизни. И именно в таком значении появился он в финале «Двенадцати». Христос - символ «нового мира», во имя которого «двенадцать» и свершали возмездие над «старым миром» (попом, барином, буржуем). Блок сам признавал, что впереди красногвардейцев должен идти кто-то «Другой», но не мог найти иного образца такого же масштаба.
    С другой стороны, некоторые литературоведы сопоставляют образ двенадцати красногвардейцев с двенадцатью апостолами. В таком контексте неудивительно, что бойцов возглавляет Христос. Но, каковы бы ни были намерения поэта, образ Христа, самый главный символ христианской религии, все же вносит определенный диссонанс в пламенную «революционную музыку» поэмы.
    Мне кажется, следует обратить внимание и на образ пса в «Двенадцати». Пес, «примкнувший» к красногвардейцам на улицах Петербурга, не просто представляет обреченный на погибель «старый мир». Я думаю, что он воплощает также и извечное мировое зло в его противостоянии мировому добру (в поэме: пес - Христос).
    Итак, в «Двенадцати» выстраивается символическая цепочка: «позади – голодный пес», в середине – красногвардейцы, «впереди Иисус Христос». Красногвардейцы находятся на перепутье. Они еще не отошли от «старого мира», но и не добрались до «нового». А Христос здесь служит своеобразным сдерживающим началом. Он дает героям тот, очень важный для Блока, смысл, во имя чего все делается. Значение этого смысла еще сильнее обрисовалось в дни революции – во имя «нового мира». Пробиваясь к нему сквозь снежную пелену, сквозь вьюгу (ибо он «за вьюгой невидим), герои поэмы пробиваются и к самим себе. Можно сказать, что они пробиваются к себе идеальным, к таким, какими они должны стать в результате революции.
    Таким образом, символика поэмы «Двенадцать» довольно непроста и порой не поддается однозначному толкованию. Важно то, что Блок сумел показать переломный момент, который пережила Россия в октябре 1917 года, со всеми трудностями и неопределенностью будущего.

К-во Просмотров: 1169
Найти или скачать Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать»