Сочинение Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать».
Долгое время идеологи хвалили А.Блока – создателя «Двенадцати» - за «верное понимание и воспевание революции». Поэт ярко изобразил революционное время в своей поэме, прибегнув к ряду образов-символов.
Все происходящее в произведении читатель видит глазами двенадцати большевиков, проходящих по городу, в котором царит Хаос. Цифра «двенадцать», обозначенная еще в заголовке, является определенным символом. Один из героев произведения С.Булгакова «На пиру богов», Беженец, сравнивает двенадцать красногвардейцев из поэмы Блока с апостолами: «Ведь нам эти двенадцать большевиков, растерзанные и голые душевно, в крови, без креста, в другие двенадцать превращаются».
Двенадцать человек рады тому, что они сами являются частью Хаоса. Призванные в идеале стать носителями порядка, на самом деле она порождены беспорядком и сеют его всюду. Мир, само бытие рушится, и символ этого всеобщего разрушения – ветер:
Ветер, ветер –
На всем белом свете!
Ветер «завивает» не только «белый снежок». И люди в этой стихии неустойчивы:
Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит…
Идеал двенадцати символизирует не только ветер, их идеал – пожар, то, после чего не останется уже ничего: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем».
«Ветер хлесткий» - это революция. Ее активное начало, сметающее старый мир. Он хлещет барыню в каракуле, попа, писателя, но вместе с тем:
Рвет, мнет и косит
Большой плакат:
«Вся власть учредительному собранию!»
Революционный поток похож на циклон, в центре которого едва может устоять человек. В Петьке – герое поэмы, как и в остальных красногвардейцах, поэт подчеркивает разбойное начало. Появляется новый образ-символ – «бубновый туз», который является, в свою очередь, знаком каторжника.
Вряд ли Блок приемлет «свободу без креста», которая способна только убивать. Гибнет Катька, возлюбленная Петьки. Неважно, кто она. Главное здесь прежде всего то, что она - женщина, единственное в поэзии Блока начало, способное возрождать и возрождаться. Уничтожив это начало, двенадцать уничтожают несоизмеримо большее, нежели просто продажную женщину. Даже раскаяние Петьки рассеивается, и двенадцать идут дальше. С кем? Куда? С ними никого нет. Только голодный пес «ковыляет позади». Это символ старого мира, который хоть как-то мог бы существовать далее. Но он не нужен разрушителям:
- Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Стрый мир, как пес паршивый,
Провались – поколочу!
Двенадцать уходят. Они идут в никуда. Не земле тьма. Но в финале появляется очередной символ - символ Света, самый важный в поэме образ:
….Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невридим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
В поэме Блока горит своя свеча – Христос. Этот образ остается одной из загадок мировой литературы. Сразу же бросается в глаза то, что он не исчезает во мгле, подобно другим фигурам. Другая странность – Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией. Может быть, это Антихрист? Сам Блок писал в своем дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас; а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы Другой». И все же для поэта он является не просто легендарным библейским персонажем, а символом нового мира. Поэтому можно сделать вывод, что Блок хотел изобразить ожидаемого спасителя – Судию, его пришествие. Для двенадцати посланцев тьмы Вечный источник света невидим, но ощущаем, и это ощущение вселяет в них страх:
- Кто там машет красным флагом?
- Приглядись-ка, эка тьма!
- Кто там ходит белым шагом.
Хоронясь за все дома?
Христос стал вестником нового мира, построенного на основе равенства, братства, свободы. Одновременно – выразителем чистоты, святости и страдания во имя будущего. Блок воплотил в этом образе духовное перерождение личности.
Поэму А.Блока можно читать такой, какая она написана на страницах книги: двенадцать человек в плохую погоду бродят по городу. Но это произведение нужно читать между строк, углядывая практически в каждом слове образ-символ, олицетворяющий какую-либо сторону революционной эпохи.