Сочинение Русская литература 1950-1990-х годов: обзор с обсуждением романа В. П. Астафьева «Прокляты и убиты»
Цель: Ознакомить учащихся с наиболее значительными явлениями современной литературы; дать целостное представление о литературе от периода «оттепели» до «постсоветского» периода; развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; совершенствовать и развивать умение творческого чтения, интерпретации художественного произведения; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся. Оборудование: Учебник, портрет В. П. астафьева, иллюстрации. Прогнозируемые
Результаты: Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об основных тенденциях развития русской литературы 1950-1990-х гг.; используя дополнительный материал, выступают с сообщением на заданную тему; участвуют в обсуждении одного из произведений (роман В. П. астафьева «Прокляты и убиты»).
Форма проведения: Урок-семинар.
ХОД УРОКА
Организационный Этап
Актуализация Опорных Знаний
Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Постановка Цели И Задач Урока.
Мотивация Учебной Деятельности
Учитель. Следующим значимым этапом в развитии русской литературы был период второй половины XX в. Вторая мировая
Война закончилась победой великого народа, и перед литературой встали новые задачи. В пределах этого большого отрезка времени исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периодов:
• поздний сталинизм (1946-1953 гг.);
• «оттепель» (1953-1965 гг.);
• застой (1965-1985 гг.);
• перестройка (1985-1991 гг.);
• реформы (1991-1998 гг.)
В прозе первого послевоенного десятилетия художественные поиски были весьма интенсивными, напряжёнными и интересными. Начатое в то время осмысление современности и недавнего прошлого получило дальнейшее углубление и развитие в последующие годы. литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение. Об основных тенденциях развития русской литературы этого периода и пойдёт разговор сегодня на уроке.
IV. Работа Над Темой Урока. лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)
— Большое место в русской литературе второй половины XX в. заняла тема военных действий. Писатели более углубленно и обстоятельно анализировали духовный мир народа в те годы. В. П. Некрасов, Б. Н. Полевой, В. Ф. Панова, Э. Г. Казакевич и другие прослеживали его путь в связи с бурным течением событий. Перед читателем прошли судьбы разных героев, но всех их объединяла одна идея — осознания своего места в жизни. Они знали, что ход и итог битвы зависит от того, как каждый из них выполнит свой гражданский долг. Подвиги романтически приукрашивались, самоотдача героев родине послужила маяком для новых поколений, для тех, кто жил в мирное время. В литературе 1950-1990-х гг. ведущую роль играет роман. так было и в Советской России, и в зарубежье. Жанр повести значил меньше, но в советской литературе второй половины XX в. его роль возросла, появились писатели, работающие преимущественно и исключительно в этом жанре. Писалось немало рассказов. Огромными «панорамными романами» с действием, иногда растягиваемым на ряд десятилетий, прославилась «секретарская» литература (создававшаяся секретарями правления
Союза писателей — литературным начальством) в период «застоя». Но в 1958–1978 гг. появилась и ценная, во многом новаторская тетралогия Ф. а. Абрамова «Братья и сёстры» (первоначально трилогия «Пряслины»).
В обзоре «русская литература 1950–1990-х гг.» можно выделить три темы: y «Проза о Великой Отечественной войне 1950–1990-х гг.»; y «“Деревенская” проза 1960–1980-х гг.»; y «Нравственные искания прозаиков этих лет».
Осмысление войны как величайшей трагедии народа пришло в конце 1950-х — начале 1960-х гг. С именами Г. Я. Бакланова, В. В. Быкова, К. Д. Воробьёва, В. О. Богомолова, Ю. В. Бондарева связана вторая волна военной прозы. В критике она была названа «лейтенантской»: артиллеристы Г. Я. Бакланов и Ю. В. Бондарев, пехотинцы В. В. Быков и Ю. Д. Гончаров, кремлёвский курсант К. Д. Воробьёв на войне были лейтенантами. За их повестями закрепилось и другое название — произведения «окопной правды». В этом определении значимы оба слова. Они отражают стремление писателей отразить сложный трагический ход войны «так, как это было» — с предельной правдой во всём, во всей обнажённости трагедии.
Предельная приближенность к человеку на войне, окопная жизнь солдат, судьба батальона, роты, взвода, события, совершающиеся на пяди земли, сосредоточенность на отдельном боевом эпизоде, чаще всего трагедийном,— вот что отличает повести В. В. Быкова «Круглянский мост» (1968), «атака с ходу» (1969), Г. Я. Бакланова «Пядь земли» (1959), Ю. В. Бондарева «Батальоны просят огня» (1957), Б. л. Васильева «а зори здесь тихие...» (1969). личный фронтовой опыт писателей, пришедших в литературу непосредственно с переднего края, подсказывал им делать упор на описании трудностей жизни на войне. Они считали их преодоление подвигом не меньшим, чем совершённый при исключительных обстоятельствах героический поступок.
Движение прозы о Великой Отечественной войне можно представить так: от книги В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда» — к произведениям «окопной правды» — к роману-эпопее (трилогия К. м. Симонова «Живые и мёртвые» (1959), дилогия В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба» (1950–1959), дилогия В. П. астафьева «Прокляты и убиты» (1995)).
В середине 1990-х гг., в канун 50-летия окончания войны, четверо признанных писателей публикуют новые произведения о войне:
Y В. П. Астафьев, роман «Прокляты и убиты»;
Y Г. Н. Владимов, роман «Генерал и его армия»;
Y а. И. Солженицын, рассказ «На краях»;
Y Г. Я. Бакланов, роман «И тогда приходят мародёры».
Все эти произведения представляют собой новые подходы к осмы слению Великой Отечественной войны, содержат серьёзные обобщения: о цене победы, о роли исторических лиц (И. В. Сталина, Г. К. Жукова, Н. С. Хрущёва, генерала Власова), о послевоенной судьбе фронтового поколения.
В 1950-е гг. стали появляться произведения и о духовной жизни деревни. Понятие «деревенская» проза появилось в начале 1960-х гг. Это одно из наиболее плодотворных направлений в советской литературе. Оно представлено многими самобытными произведениями: «Владимирские просёлки» и «Капля росы» В. а. Солоухина, «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы» В. м. Белова, «мат-рёнин двор» а. И. Солженицына, «Последний поклон» В. П. астафьева, рассказы В. м. Шукшина, Е. И. Носова, пове сти В. В. распутина и В. Ф. тендрякова, романы Ф. а. абрамова и Б. а. можаева. В литературу пришли сыновья крестьян, каждый из них мог сказать о себе те самые слова, которые написал в рассказе «Угощаю рябиной» поэт а. Я. Яшин: «Я есть сын кресть янина... меня касается всё, что делается на этой земле, на которой я не одну тропку босыми пятками выбил; на полях, которые ещё плугом пахал, на пожнях, которые исходил с косой и где метал сено в стога».
Такие писатели, как В. Ф. тендряков, В. м. Шукшин, Е. И. Носов, П. Проскурин, В. а. Солоухин, В. П. астафьев, В. И. Белов и другие рассказывали о сложных процессах колхозной жизни, о трудностях, конечно, передавая всё это с романтической приподнятостью. Поэтому книги их глубоко оптимистичны, основаны на вере в силы тружеников. В тот период так называемая «деревенская проза» была очень популярной.
Творческих людей интересовала не только современность, они пробовали анализировать прошлое. Писатели старшего поколения обратились к годам своей юности, иначе взглянули на события тех лет. «Год великого перелома» — под таким названием вошла в историю пора «сплошной коллективизации» (1929–1930). В литературе это историческое явление отражено достаточно широко. Это и понятно: большое, переломное событие всегда находит своё многоаспектное освещение. В 1930-е гг. вышли такие произведения, как «Поднятая целина» м. а. Шолохова, «Страна муравия» а. т. твардовского, были написаны повести а. П. Платонова «Котлован», «Впрок». В 1960–1980-е гг. были опубликованы такие
Книги, как: «На Иртыше» С. П. Залыгина, «мужики и бабы» Б. а. можаева, «Кануны» и «Год великого перелома» В. И. Белова, «Овраги» Сергея антонова, «Касьян Остудный» И. И. акулова, «Перелом» Николая Скромного, «Кончина», «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» В. Ф. тендрякова. Своё слово о коллективизации сказали В. С. Гроссман в романе «Жизнь и судьба», В. В. Быков в повестях «Знак беды», «Облава», а. т. твардовский в поэме «По праву памяти», Ф. а. абрамов в повести «Поездка в прошлое». Время властно врывается в художественную ткань произведений, сообщая всем сценам и эпизодам внутреннюю экспрессию, динамику и напряжённость.
2. работа над идейно-художественным содержанием романа в. П. астафьева «Прокляты и убиты» (новое осмысление военной темы)
1) Заслушивание сообщений учащихся о жизни и творчестве В. П. Астафьева, об истории создания романа «Прокляты и убиты»1-й учащийся. В высказываниях о Викторе Петровиче ас-тафь еве (1924–2001) встречается сравнение его со львом Николаевичем толстым. Эта параллель проводится и его близкими знакомыми, и читателями. С классиком мировой литературы В. П. астафьева роднит не только масштаб дарования, но и писательский темперамент, и авторитетность. Его совестливость проявилась в житейской непритязательности, в беспримерно скромном образе жизни, а более всего — в художественном осмыслении страшных событий русской истории XX в. Бескомпромиссность нравственных требований обостряла внимание к негативному в современной жизни, вызывая боль за неё, а эмоциональность определила резкость стиля, вплоть до коробящего читателя мата в романе «Прокляты и убиты». Как а. Н. толстой показал время, когда в России «всё переворотилось и только укладывается», так В. П. астафьев воспринимается ярчайшим выразителем проблем советской послевоенной жизни.
Кроме того, пережитое на фронте слишком уж расходилось с официальной интерпретацией Великой Отечественной войны и Победы. В интервью прозаик неоднократно подчёркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. На своей правде он настаивал со всей силой человека, обладающего твёрдым характером. Очень жёстко и абсолютно без патетики изображена война в повести «так хочется жить» (1995) и в романе «Прокляты и убиты» (1995), за который он был награждён премией
«триумф», присуждаемой за выдающие
ся достижения в литературе и искусстве.
2-й учащийся. роман В. П. аста
фьева «Прокляты и убиты» читается тя
жело, с большим эмоциональным напря
жением. Писатель однажды сказал, что
его воспоминания о войне «немилосерд
ны». И это действительно так. «Немило
сердно» описана жизнь 201-го запасного
полка в лагере, похожем на гулаговскую
«чёртову яму». «Немилосердно» и суро
во изображение форсирования Днепра,
Виктор астафьев Закрепления на правом берегу, борьбы
За «плацдарм». Критик Валентин Курбатов, который часто бывал у Виктора астафьева в Овсянке, почувствовал, что писатель устал от того перенапряжения духовных сил, которых потребовала работа над романом. И читателю нет по щады!
Сказанное о характере авторского повествования в романе «Прокляты и убиты» заставляет вспомнить слова В. В. Быкова, написанные в повести «Карьер». агеев-старший говорит сыну: «Знаний о войне у вас хватает. Но вот атмосфера времени — это та тонкость, которую невозможно постичь логически. Это постигается шкурой. Кровью. Жизнью. Вам этого не дано». В. П. астафьев постиг войну шкурой. Кровью. Жизнью. Отсюда та истовость, страстность, с какой он пишет о событиях 1942–1943 гг.
Астафьев считал, что память о пережитом не умирает; напротив, растёт внутренняя потребность «рассказать о самом главном, осмыслить происшедшее масштабно, глубоко, с общечеловеческих позиций. Идущие вослед должны знать правду о войне, очень же стокую, но необходимую, чтобы, познавая, сострадая, негодуя, извлекать из прошлого уроки». В этом высказывании писателя обо значен широкий спектр чувств, которые испытывает читатель, знакомясь с его книгой о войне. роман «Прокляты и убиты» вызвал по прочтении разнородные чувства.
2) Аналитическая беседа
### роман «Прокляты и убиты» — автобиографическое произведение. что вам помогло почувствовать это? что вам не позволило усомниться в правдивости авторского свидетельства о происходящем?
♦ Какие эпизоды произвели на вас самое сильное впечатление? Объясните, почему.
♦ Ничего — ради интриги! можно ли так определить основные принципы построения сюжета романа?
♦ Название первой части романа — «чёртова яма». Какие описания, детали делают этот образ ключевым?
♦ Назовите героев романа «Прокляты и убиты». Какое представление о них вы составили, прочитав первую часть романа?
♦ В картине форсирования Днепра нет ничего от батальной беллетристики. Подтвердите цитатами из текста, что такое заключение правомерно.
3) Проблемный вопрос (в парах)
♦ У каждого писателя, кто писал о войне, своя память о смерти.
Своя и у В. П. астафьева. Прокомментируйте подобные эпизоды.
Как они соотносятся с заглавием романа? Как вы его понимаете?
V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока
обобщающая беседа
♦ Какие события многое предопределили в характере литературного процесса второй половины XX в., нашли отражение в произведениях художественной литературы, повлияли на судьбы многих писателей?
♦ Какие темы становятся ведущими в русской прозе послевоенного времени?
♦ В чём своеобразие психологизма военной прозы?
♦ Как решается в современной военной прозе тема преемственности поколений?
♦ Какое место в русской литературе второй половины XX в. занимает производственная тема?
♦ Назовите произведения 1960-1980-х гг., связанные с понятием «деревенская» проза. Какие из них вы читали?
♦ Как соотносятся нравственные и эстетические искания «деревенской прозы» и «городской прозы» 1960-1980-х гг.?
VI. Домашнее Задание
1. Творческое задание (по выбору учащихся):
♦ написать сочинение-размышление (миниатюру) на одну из тем: «Память о войне в моей семье»; «Память пылающих лет»;
♦ подготовить сообщение-презентацию об одной из книг о Великой Отечественной войне (Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», Б. Васильева «а зори здесь тихие...», В. Некрасова «В окопах Сталинграда»).
2. индивидуальное задание (4–6 учащихся). Подготовить устные сообщения об истории возникновения авторской песни, о жизни и творчестве Ю. И. Визбора, В. С. Высоцкого, Б. Ш. Окуджавы.