Сочинение Русский национальный характер в изображении Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

    Н. А. Некрасов занимает особое место в истории русской литературы. Он является создателем собственной «некрасовской» школы. В своей поэзии Некрасов отразил существенные особенности своего времени и оказал значительное влияние на общественную атмосферу его современности.

    В центре творчества этого поэта лежит судьба простого крестьянина и русского народа в целом. Ярким подтверждением тому является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение писалось на протяжении четырнадцати лет, с 1863 по 1877 годы, но не было закончено. Сам Некрасов говорил, что он собирал ее «по словечку в течение двадцати лет». «Я задумал изложить, - писал поэт - все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его…».

    Главный герой поэмы – русский народ. Он показан как носитель лучших черт русского национального характера. В своей поэме автор стремился к созданию обобщенного образа русского народа. Он создан благодаря всем персонажам поэмы. Это и центральные герои (Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша Добросклонов, Ермила Гирин), и эпизодические (Агап Петров, Глеб, Вавила, Влас, Клим и другие), и «многоголосье» толпы (глава «Пир на весь мир»).
    На первый план Некрасов выводит натуры героические. Это, прежде всего, Матрена Тимофеевна и Савелий. О них рассказывается в части «Крестьянка» - единственной части в поэме, которая написана от первого лица. Этим автор подчеркивает исключительность Матрены Тимофеевны, а также то, что ее голос – это голос самого народа. Поэтому героиня очень часто поет народные песни. Отсюда «Крестьянка» - еще и самая фольклорная часть поэмы, полностью построенная на народно-поэтических образах и мотивах.

    Корчагина – одна из кандидатов в «счастливые», которых ищет автор и герои поэмы. Но ее судьба тяжела и трагична, так же, как и судьба почти всех русских крестьянок: «Не дело – между бабами Счастливую искать!..». Счастливой Матрена Тимофеевна чувствовала себя только до замужества. Ей выпало счастливое и беззаботное детство. С пяти лет ее начали приучать к посильному труду («отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и так далее):

    Так к делу приобыкла я…

    И добрая работница

    И петь-плясать охотница

    Я смолоду была.

    Еще один раз повезло в жизни Матрене Тимофеевне – ей попался добрый и любящий муж. Можно сказать, что с мужем Матрена Тимофеевна была счастлива. Но вся дальнейшая жизнь Корчагиной представляет собой сплошные беды и несчастья. Сначала у нее трагически погибает сын-первенец. По недосмотру его загрызла свинья. Потом несправедливо забрали мужа в солдаты, и семья осталась без кормильца. Позже Матрену Тимофеевну публично высекли розгами (заступилась за сына-подпаска). Но и этого судьбе показалось мало. Семья Матрены Тимофеевны еще дважды погорела, «бог сибирской язвою нас трижды посетил». Однако, несмотря на все это, образ Матрены Тимофеевны – это героический образ. Она выстояла, вынесла все испытания. Корчагиной удалось спасти сына от плетей, мужа от солдатчины. Она сохранила собственное достоинство, силу, которую вкладывает в работу. Недаром в начале «Крестьянки» эта героиня показана как часть самой природы, в самую благодатную ее пору – сбора урожая:

    … Пора чудесная!

    Нет веселей, наряднее,

    Богаче нет поры!

    Несмотря на все трудности, Матрена Тимофеевна сохранила великую любовь к людям. И про нее Некрасов говорит:

    В рабстве спасенное, сердце свободное,

    Золото, золото, сердце народное.

    Но эти слова в полной мере могут относиться и к другому герою поэмы – «Савелию, богатырю святорусскому». Он сам считает свою жизнь праведной и счастливой. Этот «счастливец» двадцать лет провел на каторге. Пострадал он за общее дело, за правду - стал зачинщиком расправы над немцом-кровопийцей Фогилем. «Клейменный, да не раб», - с гордостью говорит о себе сам Савелий. Таким образом, свобода – одно из условий счастья в понимании русского народа. Но, помимо свободы, Савелий обладает еще многими качествами, которые позволяют считать его лучшим представителем национального характера.
    Прежде всего, Савелий – это человек могучей физической силы. Но он не только богатырь тела, но и богатырь духа. В конце жизни герой уходит в монастырь и становится выразителем народной религиозности, веры в Бога русского человека. И поэтому Савелий назван именно «святорусским» богатырем. Таким образом, в конце жизни на него ложится печать святости. Но молитва старца Савелия носит земной характер:

    За все страдное, русское

    Крестьянство я молюсь.

    Следовательно, главными особенностями народного характера, по мнению Некрасова, являются любовь к свободе, терпеливость, богатырская стойкость и выносливость, трудолюбие, энергия, доброта, щедрость, отзывчивость, любовь к природе и ко всему живому. Но, помимо всех этих положительных качеств, Некрасов видит и много отрицательных черт в русском национальном характере. Это и незрелость народного сознания (Клим Лавин), тяготение к добровольному холопству (Ипат), узость мышления (Сидор), склонность к предательству (Глеб).

    В результате автор рисует противоречивый образ русского народа, сочетающий в себе протест и пассивность, упорство и мягкотелость, решимость и долготерпение. Вот и получается, что

    Ты и убогая,

    Ты и обильная,

    Ты и могучая,

    Ты и бессильная,

    Матушка-Русь!

К-во Просмотров: 7955
Найти или скачать Русский национальный характер в изображении Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»