Сочинение Сатирические мотивы и их роль в романе И. Тургенева «Отцы и дети»
Сюжет романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” заключен в самом его названии. Невольное противостояние старшего и младшего поколений, обусловленное изменяющимся духом времени, можно рассматривать как в трагическом ключе (Ф. М. Достоевский в романе “Бесы”), так и в сатирическом, юмористическом. На мой взгляд, юмора в романе больше, чем сатиры. Сатира склонна обличать, тогда как юмор сожалеет и даже сочувствует.
В самом деле, отцов или детей обличать Тургеневу? По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания романа был “отцом”. Он не мог не видеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи стоит желание заменить веру знанием, а пассивную надежду — активными действиями, хотя сам он и не принимал максималистского подхода к жизни. Из этого неприятия и непонимания родился роман “Отцы и дети”. Но это не категорическое отрицание, а желание разобраться. В этом Тургеневу помогают юмор и сатира.
Такой подход Тургенев применяет к каждому своему персонажу, исключая Одинцову.
Роман начинается со сцены приезда Аркадия и Базарова в Марьино имение Кирсановых Вспомните, как Аркадий по поводу и без повода употребляет слово “отец”, разговаривает нарочито низким голосом, пытается вести себя развязно, подражая Базарову. Но у него ничего не получается, все выглядит неестественно, потому что он остался таким же мальчиком, каким уехал из родного гнезда.
Сама усадьба, построенная на открытом месте (результат беспочвенных мечтаний Николая Петровича), и ее хозяева, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, вызывают улыбку, но другого рода: грустную, ностальгическую. Это — уходящая в прошлое эпоха старосветских помещиков и аристократов.
С точки зрения Базарова, они — чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Гуманистически настроенный Николай Петрович дал крестьянам волю и этим оказал им медвежью услугу. Его игра на виолончели, вычищенные полусапожки Павла Петровича — все это не способно улучшить жизнь народа, даже не в состоянии поднять его культурный уровень. Все это так, как бы говорит Тургенев, но без подобных чудаков не было бы поэзии, искусства, музыки. Братья, внешне такие разные, схожи своей душевной целостностью.
Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает поэтических идеалов.
Над Базаровым автор побаивается шутить. Красные руки, взлохмаченные волосы, неуклюжие, но уверенные движения придают внешности Базарова что-то звериное. У зверя есть воля к действию, есть физическая сила, есть инстинкт, но у него нет разума. Называть человека разумным, если тот отрицает опыт прошлых поколений (“мы не признаем авторитетов”), нельзя.
Жизнь сыграла с Базаровым злую шутку. Не верящий в любовь полюбил, но его любовь отвергли. Интересно, что умер Базаров не в дороге, как следовало бы представителю молодого поколения, а в родном доме, на руках у родителей, “старосветских помещиков”.
Во всем романе, в целом грустном и добром, как и все, что написал Тургенев, есть только два персонажа, достойных сатиры: Кукшина и Ситников. Первую Тургенев как бы спрашивает: “Что ты пружишься?” Чего не хватает этому существу с маленьким, красненьким носиком? Почему Кукшина для поддержания к себе внимания и уважения не делает ровным счетом ничего? Бессмысленно пылятся журналы, которые никогда никто не прочитает, бессмысленно само существование Кукшиной. Не случайно рядом с ней Тургенев ставит такого пустейшего человека, как Ситников; он и места в романе занимает меньше всех. Сын трактирщика мечтает сделать народ счастливым, пользуясь при этом прибылью с заведений своего отца. Подобные персонажи в литературе называют пародиями. Ситников при Базарове — как Грушницкий при Печорине (то же самое можно сказать о Кукшиной и Одинцовой). Но если Лермонтов использовал образ Грушницкого в качестве средства для раскрытия образа Печорина, то Тургенев использует отрицательное для придания большего веса положительному.
С помощью юмористических и сатирических моментов автор выражает свое отношение к персонажам. В сцене спора и дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова юмор переходит в фарс, потому что “дети” не должны убивать “отцов”, а “отцы” — заставлять “детей” думать так же, как думают они. Поскольку проблема “отцов” и “детей” вечна, то и смотреть на нее надо с юмором, как это сделал Тургенев.