Сочинение Сергей Петрович Алексеев – сын великана
"Сергей Петрович Алексеев – сын великана"
О формировании лучших качеств гражданина в растущем человеке рассказывает в своем творчестве Сергей Петрович Алексеев (род. в 1922 году). Писателя интересуют те события, в которых ярче всего проявляется человеческий характер. Поэтому большинство его произведений посвящено историческому прошлому. Грозные события 1917 года нашли отражение в повести «Сын великана». О «ничейной девочке Нюте», которую удочерили борцы за Советскую власть, рассказывает повесть «Братишка». Символической сценой заканчивается она: балтиец несет «братишку» Нюту на руках, поднимая ее высоко над собою, к небу и к солнцу. Изображая суровую судьбу людей, борющихся за новую жизнь, писатель прибегает к романтической манере повествования. За полтора десятилетия им создана целая библиотека исторических рассказов и повестей для детей младшего возраста.
Важнейшие события и факты отечественной истории оживают на страницах его книг. Восстание под руководством Степана Разина («Грозный всадник»), Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева («Жизнь и смерть Гришатки Соколова»), положение крестьян в крепостной России («История крепостного мальчика»), походы Суворова («Рассказы о Суворове и русских солдатах»), подвиг народа в войне 1812 года («Птица-слава»), выступление дворянских революционеров «(Декабристы»), события Февральской и Октябрьской социалистической революции («Сын великана» и «Братишка»), образ Ленина (рассказы «Валенки», «Снегирь», «Несогласный» и др.) и, наконец, Великая Отечественная война («Идет война народная») — вот темы произведений писателя. Алексеев умеет показать героизм и в мирное время. В повести «Наш колхоз стоит на горке» действие происходит в обычном, «не лучшем и не худшем» колхозе. И люди, населяющие колхоз, тоже обычные, «есть великие герои, есть отпетые лентяи, есть ни два, ни полтора». В произведении рассказывается Об «истории Топтыгиных», девяти неудачливых и нерадивых председателей колхоза в Березках.
Основное внимание писатель уделяет характерам взрослых. Перед читателем проходят разнообразные картины жизни колхоза: споры стариков, награждение медалями лучших колхозников, колхозное собрание.
Особенно велика заслуга С. Алексеева в развитии исторического жанра в детской литературе. Произведения писателя отличаются большим художественным своеобразием. Оригинальна речь автора в повести «Декабристы». От сказовой манеры он естественно переходит к непосредственной беседе с читателем, заставляя ребят размышлять о поступках и судьбах героев, делая их соучастниками творческого процесса «додумывания, домысливания» их характеров. Это особенно важно в произведениях об историческом прошлом, когда конкретное обращение к читателю стирает грани времени, делает историю близкой, современной, сопереживаемой. Писателем-новатором назвал С. Алексеева С. В. Михалков. Глубокий историзм и партийная позиция писателя сочетаются в его произведениях с занимательностью сюжета, простотой, доступностью, живостью изложения. Это усиливает воспитательное значение рассказов и повестей С. Алексеева, делает их понятными для читателей младшего школьного возраста.
Таков, например, его автобиографический роман «Повторение пройденного», изданный сначала для взрослых, позже — для детей. Обращение памяти рассказчика к далеким детским годам не отгораживает его от современности, и между воспоминаниями о прошлом и происходящим сейчас постоянно чувствуется перекличка.
Проза, адресованная младшим школьникам, широка по диапазону жанров и тематики. Он обращается к морально-этической теме, пишет публицистические рассказы и повести. Морально-этическая тема разрабатывается художником, например, в повести «Алешка из нашего дома». Мальчик-первоклассник начинает освоение мира с познания простых, но очень важных вещей. Когда у него не ладится на первых порах с учением, не складываются буквы, Алеша решает бросить школу и пойти работать. Но, оказывается, работать без знаний нельзя, необходимо сначала учиться. Алеша любит столярничать. Он сделал самокат и хвастался им перед ребятами. Однако, кроме него, никто самокату не был рад. А когда герой сделал ящики для рассады и принес их в школу, все благодарили Алешу и сказали, что у него «золотые руки». И мальчика тревожит вопрос, почему таких слов ему не говорили раньше, почему раньше не радовались. Отец объяснил Алеше, что ящики были сделаны для всех, а это совсем не то, что сделать вещь только для себя. Рассказывая, казалось бы, о явлениях чисто бытовых, писатель поднимает сложные социальные проблемы.