Сочинение Смысл названия повести А. Платонова «Котлован»
Главной темой повести А. Платонова «Котлован» является строительство социализма в городе и деревне. В городе оно, как показывает автор, осуществляется через возведение нового здания, «куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата». В деревне же строительство социализма заключается в создании колхоза имени Генеральной линии, а также - в уничтожении кулаков.
Реализацией этого единого проекта заняты, в той или иной степени, все герои повести. В начал произведения мы узнаем, что тридцатилетнего рабочего Вощева, продолжающего платоновскую вереницу искателей смысла жизни, увольняют с завода - «вследствие роста ... задумчивости среди общего темпа труда». В поисках нового занятия герой попадает в бригаду землекопов, готовящих котлован.
В процессе работы масштабы котлована все увеличиваются и достигают неправдоподобно грандиозных размеров. Соответственно, все более развивается и весь проект строительства социализма. В ходе его осуществления двоих рабочих направляют в деревню, чтобы помочь беднякам провести коллективизацию. Но там они погибают от рук неизвестных «кулаков». В результате - коллективизация была завершена их товарищами, причем бесчеловечно и жестоко (вспомним сцены раскулачивания и отправки крестьян по реке – «в неизвестность»).
В связи с этим название повести «Котлован» приобретает обобщенный символический смысл. Котлован - общее дело, коллективизация усилий и надежд, коллективизация жизни и веры. Здесь каждый отрешается от личного во имя общего - котлована. Однако слово «котлован» ассоциируется и с другими значениями: «перелопачивание» жизни, «поднимаемая целина» земли, строительство храма.
Но важно то, что вектор деятельности людей направлен не вверх, а вниз, вглубь - ко «дну» жизни. В связи с этим постепенно «котел коллективизма» начинает напоминать братскую могилу, в которой хоронят надежду на светлое будущее. А в финале повести, в подтверждение этого, умирает девочка Настя, которая жила в бараке вместе с землекопами и стала их общей дочерью. Больше того, одна из стенок котлована становится для Насти могилой.
Важно, что Платонов сделал героями своей повести наиболее совестливых, работящих, искренних тружеников. Они жаждут счастья и готовы яростно трудиться ради него. Счастье для них заключено не в удовлетворении своих личных потребностей (как у их руководителя Пашкина, живущего уже в сытости и довольстве), а в достижении высшей ступени жизни для всех.
Эти люди уже не верят, что их века хватит на то, чтобы увидеть желанный результат. Но залогом высшей справедливости для них становится осмысленность, нужность их существования. Герои Платонова не погибают в заброшенности и сиротстве, а вкладывает всю свою энергию в общее дело, воплощает свою надежду на лучшее будущее. Смыслом их труда становится будущее приемыша Насти. И - тем трагичнее и сумрачнее финал повести.
Ее смысловой итог заключается в размышлениях Вощева над тельцем только что умершей Насти – «будущего счастливого человека»: «Он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении. Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»
Таким образом, повесть Платонова «Котлован» - своеобразная антиутопия. Писатель в огромной степени сомневается в способах достижения прекрасной цели социализма – всеобщего человеческого блага. Он показывает, что ради будущего нельзя калечить настоящее, жертвовать реальными жизнями ради пока еще эфемерных. В представлении Платонова строительство социализма превращается в создание братской могилы, где будут похоронены не только прекрасные мечты, но и миллионы ни в чем неповинных людей.