Сочинение Собачье сердце - Плохо то, что люди не думают о социальной справедливости (по повести «Собачье сердце»)
Булгаков "Собачье сердце" - сочинение "Плохо то, что люди не думают о социальной справедливости (по повести «Собачье сердце»)"
А масштабный эксперимент, производимый в настоящее время в стране, неожиданно показывает, что новое общество – это именно то, что надо таким монстрам, как Шариков! Соединяющий в себе прошлое бродячей собаки и беспутного пьяницы, Шариков рождается с одним чувством – ненавистью к тем, кто его обижал. И чувство это как-то сразу попадает в общий тон классовой ненависти пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Маркса с Каутским), ненависти бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависти необразованных к интеллигенции. Получается, что весь новый мир построен на ненависти к старому. Ведь для ненависти многого не надо. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У него даже есть духовный наставник – председатель ДомКома Швондер.
В повести Булгакова профессор Преображенский сам исправляет свою ошибку. В жизни сделать это гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак. Нынешние Шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются Шариковы, опаснее всех других экспериментов. И поэтому новые Преображенские должны хорошо представлять себе, что именно выйдет из их открытий, к чему приведет их равнодушие. В жизни за ошибки приходится платить слишком большую цену. Ведь даже обратное перевоплощение Шарикова не снимает проблему в целом: как изменить мир, где все дороги открыты Шариковым и Швондерам.
В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле слова. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к экологической катастрофе. Результаты непродуманных социальных экспериментов мы постоянно ощущаем на себе. Об одном эксперименте идет речь в повести М. Булгакова «Собачье сердце». Чисто научное любопытство профессора Преображенского, который пересадил собаке гипофиз человека, приводит к появлению на свет необычного существа – Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
Шариков подходит Швондеру – у него низкое социальное происхождение и пустое сознание. И карьера Шарикова поистине удивительная – от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак. Ну, кошки еще понятно – пережиток прошлого. Но собак-то за что? И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему полностью чужда благодарность. Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свое отличие от них, самоутвердиться. Желание подняться за счет других, а не ценой собственных усилий характерно для представителей так называемого нового мира. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на получение квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следующей жертвой будет он сам.
Когда Шариков был собакой, к нему можно было испытывать сочувствие. Совсем незаслуженные лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Ведь жизнь сделала их такими озлобленными и жестокими? Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий в пяти комнатах и каждый день шикарно обедающий, думает о голодных нищих и социальной справедливости? Плохо то, что люди не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании – это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. О том, чтобы создать что-нибудь для всех, речь вообще не идет. Об этом и говорит профессор Преображенский: «Разруха – в головах. Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой за кусок. Почему после революции надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы в передних? Люди сами творят разруху. В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущность. Только вместо угодливости и покорности к вышестоящим у них появляется та же холуйская жестокость к зависимым от них людям и таким же, как они. Власть получили ранее культуры, образования, и результаты этой ошибки удивительны».