Сочинение «"Истинная любовь"(по роизведениям Достоевского)
Пример истинной любви, возвысившей разочарованного и озлобленного человека, видим мы в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание» в отношениях главного героя романа Родиона Раскольников а и любящей его Сони Мармеладовой И именно Соня, ее всепрощающая любовь играет главную роль в отыскании человека в Раскольникове, в воскресении его духа Через ее судьбу герой осознает «все страдание человека» и поклоняется ему Но принимает его - как путь к очищению и человеку - далеко не сразу
Сам дошедший в своих идеях и муках до последней точки, он хочет увидеть в Соне, до каких же пределов может дойти человеческое страдание и что там, за этими пределами Здесь повторяется ситуация «Записок из подполья», где герой терзает несчастную Лизу, унижает ее и, в конце концов, открывшись ей весь, ненавидит ее за это Так и Раскольников он мучит влюбленную в него Соню, выставляя ей бессмысленность ее жертвы и неизбежность гибельного исхода, он ставит перед ней жестокий, давешний свой вопрос «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне?» - и предлагает решить его Но для Сони это пустой вопрос «Кто меня тут судьей поставил кому жить, кому не жить?» По мысли Достоевского, сама постановка вопроса противоречит нравственному закону Натура Сони никогда не поворачивалась в строну формулы «кому не жить» - она вся устремлена к жизни и утверждает ее положительный смысл с фантастической энергией, вопреки тому, что извращает и мертвит человека
При этом совершенно неправомерно, на мой взгляд, говорить о смирении Сони перед действительностью Это сильная и активная натура, именно ей дано переплавить страдание в веру, в деятельную любовь к ближнему, к Раскольникову Именно любовь и открывает он в Соне в тот момент, когда мучит ее жестокими словами и пугающими намеками, когда уже почти ненавидит, «но встретил на себе спокойный и до муки заботливый взгляд ее, тут была любовь», так, ненависть Раскольников а тотчас исчезла Наоборот, главный герой с удивлением открыл для себя, насколько искренне Соня склоняется перед великим смыслом бытия, пусть не всегда доступным ее разуму, но всегда ощущаемым ею Соня отвергает как заблуждение претензию раскольниковского ума на личный суд, карающий не ради «очеловечивания» бесчеловечного мира, а ради собственного самоутверждения «Это человек-то вошь?» - почти со страхом восклицает Соня И если Раскольникову в его самоутверждении нужно преодолеть действительную преграду - человеческую личность, то для Сони - в ее самоотдаче, в ее служении людям - нет границ, нет преград для проявления своей личности Своим состраданием Соня вносит свет, восстанавливает души, поддерживает падших на самой грани их окончательного падения Она спасает Раскольникова Но и сам он шел навстречу этому спасению, он наказан и спасен своей собственной пробудившейся человечностью, своим состраданием и любовью Именно Соня спасает главного героя от «своеволия», но ведь и раскольников поднимает Соню, наполняет ее душу мужеством Можно сказать, что в лице Сони Раскольников встретил человека, который пробуждается со временем в нем самом и которого он преследует еще как слабую и беспомощную «дрожащую тварь» Христиански-сострадательная любовь Сони зовет героя поделить с нею страдания, вызванные совершенным преступлением
Кульминация отношений Раскольникова и Сони - чтение главы из Евангелия Евангельский сюжет выражает самое существо ее личности, ее «тайну» - и потому она сначала стыдливо, а потом со страстью и силой исповедует свое убеждение словами Иоанна Соня верит в то, что представляется абсолютно невозможным ограниченному рассудочному взгляду, - она верит в чудо Раскольников глубоко не верил в жизнь, он погубил в себе человека и не верил в его возрождение Он, совершив убийство, был четыре дня мертв духовно - так умерший Лазарь лежал четыре дня в пещере И как тот был завален камнем, так Раскольников был погребен под отчаянием и безысходностью, пока великая сострадательная любовь Сонечки не воскресила его угрюмый дух к новой жизни