Сочинение Сочинение "Стремление к истине и добру в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»"

 

Сегодня роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых читаемых произведений. И это не случайно, ведь роман раскрывает перед нами несколько нравственных тем. Главной среди них, на мой взгляд, по-прежнему остается тема борьбы добра и зла. Эти две силы, которые, как считал писатель, должны находиться на земле в равновесии, воплощаются в лицах Иешуа Га-Ноцри и Воланда. По-видимому, Булгаков, чтобы показать существование добра и зла вне времени, поместил Иешуа в начало нового времени, а Воланда — в Москву 30-х годов XX века.

Воланд пришел на землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие. Все это запопонило Москву.
Появление свиты Воланда в Москве отнюдь не случайно. Видимо, автор имел в виду не только причины нравственного противостояния извечных философских понятий — добра и зпа. Роман написан об эпохе 30-х годов прошлого века, одной из самых сложных в истории России.

Свершение Ок-тябрьской революции и построение социализма не были однозначно положительными событиями, у Булгакова, людей творческих они вызывали тысячи вопросов. Осмыслению этих «вечных вопросов» и посвящен роман. Построение новой государственности предполагало отрицание всего старого, сложившихся устоев и нравственной морали общества, пренебрежение к понятиям зла, добра, таланта, правды. Булгаков считал, что общественное развитие любого государства должно иметь фундамент, основывающийся на извечных нравственных ценностях, выработанных не одним поколением людей. Испытание в романе нравственности нового поколения москвичей — это и есть цель появления свиты Воланда. Он так и говорит: «Меня интересует более важный вопрос — изменились ли эти горожане психологически?» Своеобразная инспекторская проверка. И москвичи не выдерживают ее.

Мы видим, что автор даже делает акцент на одни и те же вещи. Воланд по виду лет сорока, а Иешуа — двадцати семи. Под левым глазом у человека (Иешуа) был большой синяк, а у Воланда правый глаз черный, левый— зеленый. Воланд был в дорогом сером костюме, Иешуа одет в старенький и разорванный голубой хитон. Наконец, Воланд открыто заявлял, что он полиглот, a Иешуа хоть и не говорил этого, но знал греческий и латынь.

Но наиболее полно взаимодополняемость добра и зла, как мне кажется, раскрывается в словах Воланда, обращенных к Левию Матвею: «Ты произнес свои слова так, как будто мы не признаем а также и зла. Не будешь ли ты так добр, подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы, не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»
Дьявол существует, потому что есть Христос.

Образ Воланда не является простым воплощением зла. Он вообще мало похож на преследователя добра. Он не оказывает влияния на текущие события, немного абстрагируется от всех, находится как бы в состоянии стороннего наблюдателя. Отпускает Варенуху, принимает участие в судьбе Мастера. Видимо, функция Воланда в романе не так проста, как кажется на первый взгляд. Думается, он предан, представляет собой какое-то абсолютное начало, где добро и зло существуют изначально. Поэтому у Булгакова образ Воланда объективен, критичен, беспристрастен, с его помощью автор и осмеивает все парадоксы и несуразности жизни.

Иешуа Га-Ноцри изначально считал людей добрыми, был твердо убежден в том, что в конце концов на земле настанет царство истины и добра. Я думаю, что Иешуа и есть воплощение в романе того идеала, к которому нужно стремиться. Образ Иешуа преследует Понтия Пилата. Не в состоянии понять его философию, но склоняясь на его сторону, прокуратор пытается спасти арестованного от смерти и подсказывает, как ему кажется, выход из положения. Но Иешуа не способен намеренно солгать и он считает, что правда видна всем и говорить о ней «легко и приятно». Подвиг Иешуа освящен веками, а Понтий Пилат обречен на нравственные муки до того самого момента, когда Воланд позволит ему поговорить с «философом». Нравственные терзания Понтия Пилата основаны не только на сознании своей вины в гибели Га-Ноцри — он и так сделал все возможное, чтобы спасти философа, даже покарал человека, предавшего Иешуа. Видимо, тот сумел сдвинуть что-то в мировоззрении прокуратора, если он тысячи лет не находил себе покоя. Головная боль его как бы символизирует болезнь духовную, а исцеление от нее философом — это признак пробуждающейся души, освобожденной от прежних заблуждений. Пилат еще весь во власти существующих рядом с ним законов жизни, но он уже осознает себя новым человеком. В его образе заострен именно этот конфликт — столкновение языческого римского сознания и пробуждающейся новой нравственности.

Писатель сделал Иешуа героем романа Мастера, чтобы сказать, что искусство божественно, оно может склонить человека к поиску истины и стремлению к добру. Мастер оказался чуть ли не единственным служителем настоящего искусства в Москве 1930-х годов, достойным если не света, то покоя. Сначала Мастер отстаивает свой индивидуальный взгляд на жизнь и искусство, но затем останавливается. Сила духа и мужество его оставляют желать лучшего. Он смиряется после первых же ударов судьбы, отказывается от мечтаний и от своего искусства. В этом смысле ему противопоставлена Mapгарита, нацеленная на долгую и трудную борьбу, нашедшая в себе силы противостоять действительности и готовая ко всем превратностям жизни.

Мастер выбирает смирение и покорность судьбе, а нелегкую жизнь, полную творческих радостей, Привязанность к женщине оставляет ради покоя. Пассивность характера Мастера Булгаков считает трусостью. Особенно важно для него то, что Мастер сумел добраться до истины, постичь ее, но отказался от нее. Именно этот образ в романе воплощает в себе стремление человека к нравственной свободе и ответственности за сделанный выбор.

К-во Просмотров: 1671
Найти или скачать Сочинение "Стремление к истине и добру в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»"