Сочинение Сочинение "Замысел романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита»"
На уроках литературы мы познакомилась с некоторыми произведениями Михаила Афанасьевича Булгакова. Он (Михаил Булгаков) — человек с удивительной судьбой. Но не менее удивительна судьба и его произведений. Его роман «Мастер и Маргарита» писался в течение долгих двенадцать лет и принес огромную популярность своему создателю. В нашей стране он издавался с купюрами, но несмотря на это полюбился читателям. Это произведение можно перечитывать не один и не два раза и находить там каждый раз что-то новое, что раньше не замечалось. К роману можно относиться двояко: можно принять его безоговорочно, а можно и не принять совсем. Все зависит от читателя. Но как бы там ни было, чтобы понять роман, нужно отказаться от всех стереотипных мыслей, иначе он будет восприниматься как простая фантастика, пересыпанная изрядной долей юмора. Замысел «Мастера и Маргариты», книги на тему взаимоотношений таланта и современности, родился у Булгакова в 1928 г. Писатель создал несколько вариантов романа. Последний, канонический, был написан в 1937—1940 гг. Работа остановилась примерно за месяц до смерти писателя. Полное издание этого произведения появилось в СССР в 1973 г. В книге каждая деталь насыщена содержанием, связанным с концепцией романа в целом, но постигаемым лишь после упорных размышлений над её значением. Эпиграф к роману взят из трагедии И. Гете «Фауст»:
...Так кто ж ты, наконец? — Я— часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Да и само название невольно возвращает нас к Фаусту и его возлюбпенной Маргарите.
Структура произведения сама по себе необычна. Внутрь самого романа вплетен другой роман, роман Мастера о Понтии Пилате. Но дело не только в этом, с главным героем, Мастером, мы знакомимся только в тринадцатой главе произведения. А с Маргаритой — во второй части романа.
Мастер— автор романа о Понтии Пилате, и это вновь проводит параллель с «Фаустом». Многое в романе Булгакова связано со знаменитым произведением Гете. Даже извечные вопросы, который Булгаков пытается по-своему решить в романе, восходят к «Фаусту». А спор Мефистофеля и Фауста о вечном разве не находит отражения в споре между Берлиозом и Воландом о существовании Иисуса и том, что ничего не происходит случайно?
«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.
«Какая-то нелепая постановка вопроса...» — помыслил Берлиоз и возразил:
— Ну, здесь уж есть преувеличение. Сегодняшний вечер мне известен более или менее точно. Само собой разумеется/что, если на Бронной мне свалится на голову кирпич...
— Кирпич ни с того ни с сего, — внушительно перебил неизвестный, — никому и никогда на голову не свалится. В частности же, уверяю вас, вам он ни в коем случае не угрожает. Вы умрете другой смертью».
Или: .
«Имейте в виду, что Иисус существовал.
— Видите ли, профессор, — принужденно улыбнувшись, отозвался Берлиоз, — мы уважаем ваши большие знания, но сами по этому вопросу придерживаемся другой точки зрения.
— А не надо никаких точек зрения! ответил странный профессор, — просто он существовал, и больше ничего».
Особого внимания требуют главы о Пилате и Иешуа. То, о чём в них рассказывается, обсуждается уже с первых страниц повествования — в том самом месте, где Берлиоз «повёл речь» об Иисусе Христе, ссылаясь при этом на несколько древних источников, включая Иосифа Флавия — иудейского историка. Евангельское повествование об осуждении и казни бродячего философа Иешуа Га-Ноцри — это исторический архетип, многовековая эволюция которого привела к образу Мастера, доведённого до безумия, но воспринимающего своё пребывание в психиатрической клинике почти с такой же покорностью, что и Иешуа, говорящий, что никого «не винит за то, что у него отняли жизнь». Персонажи романа о Понтии Пилате решают судьбу своего автора, который, создав литературное произведение, не способен бороться за то, чтобы опубликовать его, донести до людей. В Мастере правит стихия абсурда, карнавала.
Булгаков создаёт гротескный фантастический мир, продолжая тему .«московской трилогии» и развивая свой миф о Москве. Едва ли не самой загадочной фигурой романа является Воланд.Этот образ прежде всего ассоциируется с сатаной. Но это было бы слишком просто, чтобы понять замысел писателя. Булгаков, создавая свой роман, опирался на многие мировые литературные нации, историю, Библию и даже мистическую литературу о злых духах. Возможно, что в тех источников, которые он исследовал, ему удалось найти что-то такое в образе сатаны, что приводит нас в замешательство в романе. Ведь Воланд является исполнителем воли Иешуа. А это по меньшей мере странно, чтобы не делать поспешных выводов, обратимся к Ветхому Завету, кстати, наиболее точному источнику, чем Евангелия и Новый Завет. В Ветхом Завете сатана представлен не как противоборствующая сила, а как вершитель небесного правосудия. Именно такой функцией и наделил Булгаков своей Воланда. Тем не менее, содержание образа Воланда довольно сложно. Олицетворяет ли он дух зла, как сказал о нём Левий Матвей? А может, он повелитель того ведомства, которое стоит на страже правосудия? И причиняет зло только в качестве возмездия? Вплоть до смертной казни, к которой он при говорил Берпиоза за всё, творившееся в МАССОЛИТЕ, за всё, что привело Мастера в «дом скорби»! Итак, Воланду в романе отведена роль вершителя правосудия, и он вершит судьбы москвичей, наказывая и разоблачая их. В главах, посвященных разоблачению, а это значительная часть романа, Бум гаков отразил свое видение ситуации, сложившейся в 20-е гг. в стране. В романе «Мастер и МаргарЦ та» воплотился глубокий духовный путь, проделанный его автором в течение двух с лишним тяжелейший в истории его страны десятилетий.
Это великолепное произведение заключает в себе сложные ассоциативные ходы, разгадываний которых помогает глубже понять идейно-эстетические и этические взгляды писателя.