Сочинение Сопоставительная характеристика Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова
Эпиграф:
Я попытался представить конфликт двух поколений.
И. С. Тургенев.
План
I Вечная проблема поколений.
II Противоположность взглядов главных героев.
2.1. Жизненное кредо двух героев.
2.2. Внешний вид П. П. Кирсанова и Е. Базарова.
2.3. Споры между главными героями:
а) об общественном строе в России;
б) о народе;
в) об искусстве;
2.4. Любовь в жизни героев.
III Преемственность двух поколений.
Читая произведение Тургенева «Отцы и дети», мы сталкиваемся со знакомой нам не понаслышке проблемой противоречия поколений. Старшие убеждают, что всё лучшее в прошлом, новизна вызывает у них зачастую негативное отношение. В силу жизненного опыта они не склонны к резким потрясениям, глобальным изменениям, предпочитая эволюцию как естественный ход общественного развития. Молодежь более темпераментна, инициативна и в погоне за яркими событиями смело отметает жизненный опыт предшественников, стремясь создать новое и светлое будущее, опираясь на собственное видение окружающего мира. Такими показывает нам И. С. Тургенев главных героев романа П.П. Кирсанова и Е. Базарова. Сопоставляя их, мы видим совершенно разных людей.
Евгений не принимает образ Павла Петровича и называет его «несчастным», который «скорее сожаления достоин, чем насмешки». Кирсанов вошел в жизнь по проторенной дороге, а Базаров считает: «Всякий человек сам себя воспитывать должен…».
Очевидно их резкое отличие и во внешнем облике: одежде, прическах, манере поведения. Ухоженный и благоухающий представитель старшего поколения несовместим с равнодушным к своей внешности, грубоватым и бесцеремонным нигилистом.
Базаров и Кирсанов – люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей сдержанности отсутствие конфликтов между ними невозможно.
Разногласия главных героев наблюдаются в спорах, где раскрывается их отношения к общественному строю, к народу, о роли искусства.
Узнав от племянника, что они с Базаровым нигилисты, не уважающие ничьи интересы, авторитеты и все отрицающие, Павел Петрович с негодованием воскликнул: Нам дорога – цивилизация. Нам дороги её плоды…». В этих словах и заключен главный предмет спора между «отцами» и «детьми». Но, в отличие от «сидящих сложа руки» аристократов, нигилисты не склонны заниматься пустыми разговорами. В итоге,
Павел Петрович был вынужден признать, что в обществе не все в порядке. Но Базаров считает, что мелкое обличительство ничего не дает, если прогнили его основы. «Исправьте общество» - только в этом он видит пользу.
В споре о русском народе представитель «отцов» умиляется отсталостью, патриархальностью, Базаров же понимает, что «грубейшее суеверие душит страну», и не желает мириться с этими недостатками. По-моему, разговор о народе вообще был лишним, ведь от того, что поконфликтуют два человека, миллионы обычных людей не изменят своего образа жизни.
В конфликтах сталкиваются также эстетические позиции двух героев. Евгений полагает, что читать Пушкина «никуда не годится, пора бросать эту ерунду», а Рафаэль «гроша ломаного не стоит», что «порядочный химик в двенадцать раз полезнее всякого поэта». Однако Кирсанов считает, что без искусства – нет жизни, что каждый человек должен знать хотя бы основы живописи, поэзии и невозможно сделать шаг вперед не имея представления о прекрасном.
Тем не менее, в душе Базарова все-таки присутствует многое из того, что он отрицает, например, его способность любить. Чувства к Анне Сергеевне Одинцовой раскрыли ему бездонность собственной души. Сердце его бурлит от неиспользованных чувств и это в полной мере раскрывается на пороге его смерти. В истории же Павла Петровича любовь, ради которой он бросил все, зачеркнул свою карьеру, все-таки вытеснила из жизни всю силу человека и привела к духовной его гибели.
Таким образом, Тургенев в романе «Отцы и дети» показал идейную борьбу двух поколений, сражение отживающих свой век старых и только зарождающихся новых идей и убеждений. Ни в коем случае нельзя отбрасывать наследие предков. Крепкая нить должна связывать одно поколение с другим, только тогда возможна преемственность лучших традиций, реальное движение вперед.