Сочинение «Социокультурная обусловленность развития современных концепций воспитания»
Социологи отмечают, что за последние годы произошли существенные сдвиги в переориентации детей и подростков молодежи на ценности западной культуры за счет вытеснения зарубежных фильмов, клипов, мультфильмов работает на присвоение детьми ценностей западной культуры, причем далеко не самых лучших.
Исходя из обобщенного представления мирового сообщества об облике человека XXI века, целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, приобщению к материальной, духовной и нравственной культуре и формированию гражданского самосознания.
Содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности, обеспечивая интеллектуальное, этическое, физическое воспитание.
Морально-этической доминантой нового воспитания выступает принцип гуманистических идеалов – национальных традиций, ненасилия, терпимости, коллективизма и сотрудничества (взаимопомощи и взаимопонимания), а также принцип личной ответственности за свои поступки.
Итак, концепция нового воспитания вобрала в себя характеристики, востребованные временем и присущие человеку будущего, гарантирующие ему достойное самосуществование.
Ведущая идея нового воспитания состоит в том, что в центре его находится личность воспитанника, готовая включиться в общество и привнести в него свой индивидуальный вклад. Учреждения дополнительного (сверхбазового) образования представлены Домами творчества, станциями юных натуралистов, детскими библиотеками и спортивными секциями, детскими оздоровительными лагерями.
Если обучение и воспитание рассматривать как организованную форму социальных воздействий, то тогда они могут быть описаны с позиций теории управления. Выделяют такие этапы управления педагогическим процессом, как формирование целей, обучаемым сообразно психологическому складу его личности, его потребностям и мотивам. Так, студент может прервать обучение в вузе, если цели данного учебного заведения не соответствуют его мотивам и потребностям.
Информационную основу управления в педагогическом процессе составляет содержание обучения и воспитания. Оно согласуется с основными дидактическими принципами в педагогике. Так, дидактическому принципу целенаправленности соответствует требование включать в педагогический процесс только ту информацию, которая имеет отношение к целям обучения. Таким образом, на формирование информационной основы управления цели обучения оказывают избирательное влияние. Сама по себе информация не может производить какие-либо целесообразные воздействия в силу того, что в ней одновременно представлены как успешные, так и ошибочные действия, как полезные, так и бесполезные результаты.
Дидактический принцип систематичности требует связанности информации и ее необходимой полноты. Информационная основа обучения должна учитывать социально-экономические, политические, научно-технические и другие объективные факторы. Эти факторы определяют содержание общей и профессиональной подготовки учащихся. Большое значение при организации информации придается дидактическому принципу доступности. Здесь на первый план выступает учебная информация, которая отражает предметную область будущей профессиональной деятельности учащихся.
Информация необходима для формирования прогнозов. Педагогическое прогнозирование заключается в предсказании ближних и дальних психологических результатов обучения в определенных условиях его осуществления и становится регулятором текущего поведения учащихся. Наиболее существенным для прогнозирования является повторяемость событий или действий. Так, профессионалы, имеющие многократный опыт различных достижений в разных условиях, с большей вероятностью и точностью могут предсказывать свои результаты, чем молодые специалисты в том или ином виде деятельности. Прогнозирование в области обучения и воспитания позволяет решать многие теоретические и прикладные вопросы, связанные с повышением качества педагогического труда, учебной и воспитательной работы в учебных заведениях. Управление педагогическим процессом невозможно без решения конкретных задач. Основной результат решения педагогических задач состоит в том, чтобы выбрать такие способы действий, при которых создавалась бы проблемная ситуация для учащихся. Осознание учащимся созданной преподавателем любой проблемной ситуации принимает форму учебной задачи. Элемент трудности в решении учебных задач является фактором интеллектуального личностного развития учащихся. Чрезмерно трудные или слишком легкие задачи, как правило, вызывают неблагоприятные психологические последствия в интеллектуальном и социальном развитии личности. Основное назначение педагогических решений заключается в выборе оптимальных способов индивидуального и коллективного влияния на личность учащегося.
С реализацией педагогических решений связана организация обучения. Наиболее широкое распространение в практике управления получила целевая организационная структура. Например, общей целью любого высшего учебного заведения, всех его структурных подразделений является подготовка специалистов высшей квалификации. Различия в профилях специальностей представляют собой множество подцелей, каждая из которых составляет специфику соответствующих факультетов. В рамках одной и той же специальности профиль подготовки также может быть различным и представлять собой подцели, осуществляемые уже кафедрами. Основными структурными типами управления в вузах выступают преподаватель — студент, преподаватель — учебная группа, кафедра — учебная группа. В данной структуре студент всегда будет исполнителем. Сложившимися организационными формами обучения в высшей школе являются лекции, семинары, самостоятельная работа, которым соответствуют групповые или коллективные и индивидуальные формы обучения. Особое значение в практике обучения и воспитания придается коллективным формам учебной работы, поскольку они являются инструментом реализации принципа единства обучения и воспитания и призваны выполнять функцию формирования в учебном процессе человека как личности.
Взаимоотношения участников учебного процесса осуществляются через общение и коммуникации в обучении. Общение — это не только информационный процесс, но и процесс взаимодействия, в котором люди выступают друг относительно друга как объекты и субъекты воздействия. В ходе такого взаимодействия происходит формирование учащегося как личности. Поэтому общение в обучении становится также фактором воспитания и главная задача педагога состоит в том, чтобы организовать общение и коллективные формы обучения.
Контроль предполагает оценку результатов обучения и воспитания в разные интервалы времени и выявляет отклонения фактических результатов от намеченных. Об эффективности обучения судят прежде всего по психологическим результатам. Для высшей школы психологическим результатом выступает все то, что определяет профессиональную компетентность и профессиональное мастерство выпускаемого ею специалиста. Общая и профессиональная компетентность, умственная самостоятельность, самоорганизация и другие качества являются критерием оценки обучения. Удобным инструментом оценки считаются отметки, получившие признание не только в школьной, но и в вузовской практике. Однако отметка имеет формирующее значение только в том случае, если преподаватель объясняет, почему именно она поставлена и что нужно предпринять для ее исправления.
С контролем тесно связана коррекция, под которой понимают процесс предупреждения и устранения возможных или фактических отклонений от заданных целей. Коррекция невозможна без выяснения причин, вызвавших отклонения в ожидаемых результатах. В сфере обучения коррекция означает устранение нежелательных отклонений и изменений в психике и поведении участников учебного процесса и прежде всего связана со стабилизацией, сохранением каких-либо исходных или заданных психических состояний и свойств и меньше — с их развитием.