Сочинение Сравнительный анализ стихотворений «Silentium» Ф.И. Тютчева и О.Э. Мандельштама
Стихотворение Тютчева (1830 год).
Ведущий троп в этом стихотворении – метафора (в основном, одушевления): «встают и заходят оне», «сердцу высказать себя», «взрывая, возмутишь ключи», «питайся ими - и молчи», «есть целый мир в душе твоей дум», «их оглушит шум», «внимай их пенью».
Кроме того, в стихотворении есть эпитеты («в душевной глубине», «таинственно-волшебных дум») и сравнения («Встают и заходят, как звезды в ночи»).
В синтаксическом плане произведение во многом построено на риторических вопросах («Как сердцу высказать себя?», «Другому как понять тебя?», «Поймет ли он, чем ты живешь?»). Они выражают взволнованное настроение лирического героя, то, что данная тема его очень волнует.
Герой не только делится своими мыслями, даже не советует, а указывает или приказывает своим невидимым собеседникам. Поэтому стихотворение построено на глаголах в повелительном наклонении («Молчи, скрывайся и таи», «Пускай Встают и заходят оне», «Любуйся ими - и молчи», «Питайся ими - и молчи» и т.д.)
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями. Для его создания использована парная рифмовка (ааббвв), мужская, в основном точная небогатая рифма (таи - свои, глубине - оне, ночи – молчи и т.д.)
Стихотворение Мандельштама (1910)
Это стихотворение также основывается на метафоре одушевления: «она еще не родилась», «дышат моря груди», «кристаллическую ноту, Что от рождения чиста», «слово в музыку вернись», «сердце, сердца устыдись», «останься пеной».
Здесь довольно много эпитетов («бледная сирень», «в черно-лазоревом сосуде», «первоначальную немоту», «кристаллическую ноту»), а также сравнений («но, как безумный, светел день», «пены бледная сирень В черно-лазоревом сосуде», «первоначальную немоту, Как кристаллическую ноту»).
Вторая часть стихотворения также построена на повелительной интонации, выражая желание лирического героя слиться с природой, вселенной, космосом («да обретут мои уста», «останься пеной», «в музыку вернись»). В стихотворении много обращений: Афродита, слово, сердце.
Написано данное произведение четырехстопным ямбом с пиррихиями, к ним добавляется еще и усеченная стопа. Это придает дополнительную плавность, размеренность стиху.
Рифмовка в данном произведении кольцевая (абба), преобладает неточная бедная рифма (родилась – связь, слово – живого и т.д.).
Таким образом, стихотворения Тютчева и Мандельштама по своим художественным особенностям во многом схожи (использование определенных тропов, размер, рифма, повелительное наклонение и т.д.). Но, в тоже время, эти произведения сугубо индивидуальны и отражают индивидуальный стиль каждого поэта.