Сочинение Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» (восприятие, истолкование, оценка).

    Лирика А.С. Пушкина, говоря словами Н.В. Гоголя, «явление чрезвычайное». Она органично сочетает в себе высокую человечность, глубину и ясность мысли, гармонию формы и содержания. Кроме того, поэзия Пушкина чрезвычайно богата и разнообразна. Она удивительно открыта всем впечатлениям жизни, «всемирно отзывчива». Гоголь писал об этом: «Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом… Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов. Чем он не поразился и перед чем он не остановился?»

    Именно поэтому до конца понять и осмыслить лирику Пушкина нелегко. Со стихами этого поэта мы встречаемся с самого раннего детства, они сопровождают нас на протяжении всей жизни. И каждый раз, перечитывая то или иное произведение А.С. Пушкина, мы находим в нем все новые и новые поэтические смыслы.

    Одним из таких глубоких и насыщенных произведений поэта является стихотворение «Бесы». Композиционно его можно поделить на три части, каждая из которых начинается одинаково:

    Мчатся тучи, вьются тучи;

    Невидимкою луна

    Освещает снег летучий;

    Мутно небо, ночь мутна.

    Эти строки создают жуткую картину бурана, сильнейшей вьюги. По мере развития стихотворения это описание погодного ненастья перерастает в мистическую картину. Уже в первой части ямщик, везущий лирического героя, упоминает о черте:

    В поле бес нас сводит, видно,

    Да кружит по сторонам.

    Именно поэтому путники сбились с пути и оказались в самом сердце разгула стихии: «Все дороги занесло; / Хоть убей, следа не видно…»

    А бес все не успокаивается, дразнит и пугает людей. Первым на него обратил внимание ямщик. Я думаю, это неслучайно: ямщику, как человеку из народа, более близок и понятен мистический мир, он глубоко верит в него. Поэтому за природным ненастьем ямщик видит разгул дьявольских сил:

    Посмотри: вон, вон играет,

    Дует, плюет на меня;

    Вон - теперь в овраг толкает

    Одичалого коня...

    Лирический герой, который едет в чистом поле один-одинешенек, без спутников, признается, что ему очень страшно: «Страшно, страшно поневоле, / Средь неведомых равнин».

    Вторую часть стихотворения можно назвать кульминационной. Ее вступление «Мчатся тучи, вьются тучи…» еще более усиливает напряжение, доводя его в конце части до наивысшей точки. Теперь уже и лирический герой замечает беса: «Вот уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят». Испуганные лошади снова понесли. Герой становится свидетелем какого-то шабаша, разгула нечистой силы:

    Бесконечны, безобразны,

    В мутной месяца игре

    Закружились бесы разны,

    Будто листья в ноябре...

    В третьей, итоговой части, лирический герой передает свои чувства от всего, что он увидел и пережил: «Визгом жалобным и воем / Надрывая сердце мне...» Здесь уже герой испытывает страх, ужас, панику.
    Знаменательно выражение «надрывают душу…» Следовательно, герою горько и мучительно смотреть на разгул нечистой силы, он переживает по этому поводу.

    Вся картина, изображенная в стихотворении, приобретает символический смысл. Мне кажется, что Пушкин здесь описывал окружающую его жизнь: личную и общественную. В ней он видел засилье бесов, нечистой силы, которой «несть числа». Она заполонила все, добралась до «беспредельной вышины». Один лирический герой не вступает в их дьявольскую игру. За это бесы путают его, пугают, хотят окрутить и погубить…
    Но герой только сначала испытывает страх. В конце стихотворения он приподнимается над всей этой чертовщиной, как бы отстраняется от нее. Герой наблюдает за разгулом темных сил в жизни, в мире, и все происходящее «надрывает ему душу». Ведь лирический герой понимает, что всего этого быть не должно…

    В свете такого прочтения данное стихотворение можно отнести к вершинам философской лирики Пушкина. Кроме того, это произведение – художественный шедевр поэта.

    Пушкин мастерски создал картину бесовского разгула. С помощью различных тропов он передал жуткое неистовство всех стихий. В стихотворении много эпитетов (снег летучий, средь неведомых равнин, одичалого коня, во тьме пустой, средь белеющих равнин, бесконечны, безобразны бесы, кони чуткие, в беспредельной вышине, визгом жалобным); сравнений (невидимкою луна, верстою небывалой торчал, сверкнул искрой малой, закружились, будто листья в ноябре). Метафоры в стихотворении помогают создать картину свистопляски всей природы: вьются тучи, мутно небо, ночь мутна, вьюга слипает очи, колокольчик умолк, вьюга злится, вьюга плачет, визгом надрывая сердце.

    Для усиления мистического впечатления автор использует повторы: еду, еду; страшно, страшно; вьюга злится, вьюга плачет, а также звукоподражание: колокольчик дин-дин-дин.

    Стихотворение написано октавой (восьмистишием) с традиционной перекрестной рифмовкой.

    Мне кажется, именно сочетание глубокого философского содержания, захватывающего сюжета и простой, лаконичной формы сделало стихотворение «Бесы» одним из самых известных и любимых среди читателей всего мира.

К-во Просмотров: 2010
Найти или скачать Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» (восприятие, истолкование, оценка).