Сочинение Стихотворение И.А.Бунина «Последний шмель» (восприятие, истолкование, оценка) 2
Поэзия Бунина возникла и развивалась под благотворным воздействием крупнейших поэтов XIX века– от Пушкина до А. Толстого. Но, пожалуй, самым деятельным было влияние на него философской лирики Ф. И. Тютчева, воспринимаемой, однако, через призму поэзии Пушкина. Тютчевский мотив дисгармонии любви и смерти снимался в лирике Бунина стремлением осознать гармонию мира, мотив бренности бытия – утверждением вечности и нетленности природы.
В то же время Бунин заявляет о себе как о художнике со своей оригинальной философии мира и системой эстетических взглядов. В стихотворении «Последний шмель» поэт описывает «безмятежные и жаркие последние дни».
В центре этого стихотворения образ шмеля. В первом четверостишии поэт дает описание этому персонажу:
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящей певучей струной.
Здесь же поэт использует прием параллелизма, сопоставляя шмеля с человеком. Бунин задается вопросом:
Ты зачем залетаешь в жилье человечье?
Далее поэт снова использует прием противопоставления:
За окном свет и зной, подоконники яркие,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушке красной, усни.
Поэт обращается к традиционной для своего творчества теме сна, которая тесно переплетается с темой смерти, осмысления жизненного пути. Слово «последний» в заглавии стихотворения подчеркивает сосредоточенность поэта на данной теме. Здесь, как и в большинстве других произведений Бунина, мотивы сна, смерти соединяются со смысловой доминантой всего творчества – мотивом одиночества человека.
При этом одиночество Бунин понимает как чувство вселенского масштаба, как неприкаянность и трагизм всего человеческого существования в целом. Данная тема наибольшее свое выражение находит в последнем четверостишии:
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля.
Здесь поэт рисует картину междувременья, когда на смену последним знойным денькам придут дни ветра угрюмого. Именно в такие моменты человек начинает острее ощущать трагизм своего положения.
Композиционно каждое четверостишие распадается на две части: в одной из них говорится о шмеле, либо природе, во второй – о человеческой жизни. Таким образом, главным здесь является композиционный прием сопоставления. Стихотворение построено на основе олицетворения, когда под шмелем понимается человек, при этом не конкретный человек, в человек вообще. Композиция отличается стройностью построения, подчинением выражению определенной мысли.
На первый план в стихотворении выходит несвобода лирического героя. Эмоциональный рисунок отличается сдержанностью, что подтверждается интонационной неоднородностью. Ритмическое движение стиха отличается мелодичностью, близкой к лирической песне, чему и способствует традиционный стихотворный размер - ямб.
Лексический рисунок также небогат красками. Цветовая живопись используется неактивно («черный»,«золотой»,«красный»). Использование Буниным золотого и красного контрастирует с черным.
Красный – символ движения жизни,поэтому его сочетание с золотым, как символом власти, оппозиционно черному, так как в русской традиции черный – символ траура, то есть тема смерти раскрывается через противопоставление жизни.
Образ-символ жука способствует раздумьям лирического героя. Таким образом, выявляется еще одна оппозиция. Лирический герой «упрекает» героя - "Не дано тебе знать человеческой думы" - в то время как сам до конца не осознает символичность его появления в своей жизни.
Композиционно восклицание и вопрос обрамляет стихотворение, так как вопрос стоит в конце первой строфы, а восклицательный знак в конце последней. Шмель – символ человеческой жизни. Человек способен умереть от тоски, от своей внутренней несвободы.
Стихотворение «Последний шмель» есть выражение тем и дум Бунина, которые волновали его на протяжении всей жизни.